Южилин Виталий Александрович

Инвестор, предприниматель.

Дата рождения: 10 декабря 1965 г.

Южилин Виталий Александрович — опытный организатор. Ранее руководил ассоциацией, объединяющей ряд структур и предприятий морского транспорта. Внес существенный вклад в формировании современной портовой отрасли России.

Южилин Виталий. Ранние годы и семья


Южилин Виталий Александрович

Родной город Виталия Южилина — Челябинск. Когда он был в первом классе, родители приняли решение переехать в Севастополь. Здесь прошли детские и школьные годы будущего портостроителя.

Виталий Южилин всегда с гордостью рассказывает о подвигах своего дедушки, который с первых дней и до победного конца Великой Отечественной войны храбро сражался с немецкими захватчиками в составе авиации дальнего действия. Гвардии капитан Александр Григорьевич Южилин принимал активное участие в боевых действиях на фронтах и в глубоком вражеском тылу. Его экипаж семь раз отражал атаки фашистских истребителей и всегда оставался непобежденным.

В сентябре 1942-го под Сталинградом Александр Григорьевич управлял самолетом в условиях низкой облачности, но все же смог достичь цели и точным попаданием бомб поразил стратегически важную позицию врага. Облако взрыва полностью покрыло расположение противника и вызвало крупные пожары. Несмотря на повреждение управляемого им дальнего бомбардировщика, сумел безопасно посадить его на аэродром. За весь период ВОВ дедушка Южилина Виталия Александровича совершил свыше трех сотен боевых вылетов, большая часть из которых были ночными.

Судьба бабушки Виталия Александровича Южилина также была переплетена с авиацией. Свой след в истории она оставила как первая женщина-пилот Татарской АССР.

Южилин Виталий. Старт в карьере


Виталий Александрович Южилин

Практически весь профессиональный путь Южилин Виталий посвятил морской отрасли.

Сначала он получил профильное образование в стенах ЛВИМУ, где выучился на инженера-океанолога. Специалисты в этой области изучают морскую среду с целью создания технических решений, способствующих развитию морской биологии и оптимизации искусственных океанических систем.

Успешно защитив дипломную работу, Виталий Южилин устроился в Институт биологии южных морей. Был вовлечен в научные и исследовательские изыскания. Виталий Южилин участвовал в длительных морских экспедициях. Будучи в составе экипажа, который опускался на дно Черного моря внутри специального глубоководного аппарата, стал участником открытия происхождения метана в сероводородном слое.

Следующая запись в трудовой книге Южилина Виталия — Морской гидрофизический институт, специализирующийся на изучении физических процессов морей и океанов.

В этот период Южилин Виталий Александрович начал делать первые шаги в бизнесе. Создал небольшое коммерческое предприятие, которое впоследствии приносило научному институту дополнительный доход.

Новый этап трудового пути Виталия Александровича Южилина стартовал с переезда в Нижневартовск. Сюда начинающий предприниматель переехал в начале 90-х. По началу Южилин Виталий занимался реализацией агропродуктов. Затем его интерес сместился в другую область.

Виталий Александрович Южилин присоединился к Нижневартовскому Торговому Дому. Возглавляя внешнеторговый департамент организации, курировал реализацию нефти и переработанных из нее продуктов. Уже спустя семь месяцев после начала деятельности компании ему удалось успешно закрыть сделку по продаже первой партии углеводородов.

Южилин Виталий Александрович анализировал текущую ситуацию на мировом рынке, вел переговоры с представителями крупных зарубежных компаний, разрабатывал стратегии продаж и искал новые рынки сбыта.

До 1997 года Южилин Виталий вместе с партнерами занимался покупкой углеводородного сырья, его переработкой на заводах и последующей продажей получаемых продуктов. «Мы не давали на себе зарабатывать и всю цепочку выстраивали самостоятельно», — вспоминает управленец.

В этот период Южилин Виталий погрузился в морскую логистику. Для изучения данного направления переехал в Санкт-Петербург, хорошо видя перспективы развития местной портовой инфраструктуры.

Краткое время был в числе владельцев компании, которая оказывала стивидорские услуги в Большом порту. Виталий Александрович Южилин выстраивал стратегию развития крупного портового узла. Эффективные решения позволили значительно увеличить объемы грузооборота.

Виталий Южилин — депутат. Как инициатива становится законом

У Виталия Южилина большой законотворческий бэкграунд — в Государственную думу он попал еще в 1999-м. Занимался различными вопросами: от АПК до транспорта.

На тот момент в системе управления портовой инфраструктуры были большие пробелы, отмечает Виталий Южилин. Депутат неоднократно отмечал, что на деятельность морских перевозок негативно влияет отсутствие закона, устанавливающего правила аренды земельных участков, пристаней и другие важные правила работы. Также не было четкого регулирования тарифов между железной дорогой и портами.

Одним из ключевых достижений Виталия Южилина как депутата стало продвижение проекта новой редакции Федерального закона «О морских портах». После вступления в силу изменений были усовершенствованы механизмы создания объектов портовой инфраструктуры. Так, для их строительства и реконструкции был установлен перечень мероприятий, изложенный в инвестиционной декларации. В него вошли данные об объеме планируемых финансовых вложений, финансово-экономическая оценка и сроки исполнения данных мероприятий.

Проектом закона было предусмотрено разделение двух областей, взаимосвязанных с морскими портами, подчеркнул Виталий Южилин. Депутат разъяснил, что обновленный инструмент правового регулирования разграничил обязанности, которые регулируются законодательством о предпринимательстве, с административными и юридическими функциями, выполняемыми исполнительными органами.

Кроме того, в качестве инвесторов начали выступать ИП, юрлица, в том числе госкомпании, а также органы местного самоуправления и государственной власти субъектов РФ, добавил Виталий Александрович Южилин.

От разработки отраслевой нормативно-правовой базы зависела реализация внешнеторговых и транзитных интересов государства, уверен Виталий Южилин. Депутат также отмечал, что новая редакция закона способствовала устойчивому развитию морских портов и торговых путей. А также росту их привлекательности на глобальном рынке.

Полномочия депутата Виталий Южилин сложил в 2016-м.

«Морской фасад» — акватория гостеприимства


Южилин Виталий

В 2008-м была запущена первая очередь пассажирского порта «Морской Фасад». В полную силу специализированные терминалы заработали в 2011 году.

Одним из главных инициаторов создания современной и технологичной гавани считается Виталий Южилин. Депутат активно поддерживал проект, полагая, что его реализация не только в разы нарастит туристический поток и привлекательность Северной столицы, но и существенно разгрузит прежде единственный в городе глубоководный причал.

Портовые терминалы были спроектированы известным архитектором Сергеем Орешкиным, основавшим бюро «А.Лен». Им была предложена общая форма в виде скрученного рулона. Однако в ходе доработки чертежей итоговым вариантом стало модульное здание с ярко выраженным современным техническим дизайном.

Крыши терминалов — предмет обсуждения дизайнеров и архитекторов. Специалистами из агентства «А.Лен» был предложен уникальный подход к их проектированию. Так как основные палубы заходящих судов находились существенно выше уровня кровли, было решено сделать так, чтобы так называемый «пятый фасад» пассажирского порта с достоинством приветствовал прибывающих в город туристов. Для этого дизайн крыши был создан таким образом, чтобы его было хорошо видно из окон кают судна. Архитекторы использовали воздуховоды, световоды и техническую начинку, объединенную в специальные блоки. В результате было создано графическое панно, которое в темное время суток мерцает разноцветными огнями, а при дневном свете радует глаз гармоничным рисунком.

С течением времени пассажирский порт активно развивался и модернизировался. Были построены новые здания, установлены современные системы безопасности и коммуникаций, расширены возможности обслуживания судов.

В настоящее время «Морской Фасад» носит статус одного из самых современных и крупных пассажирских портов во всем мире, отмечает Виталий Александрович Южилин. Он подчеркивает, что за счет своей инфраструктуры и высокого уровня обслуживания порт способен привлекать значительное число туристов.

«Морские ворота» обладают огромным потенциалом для развития и улучшения близлежащей инфраструктуры, а также предлагает уникальные особенности и преимущества для путешествующих. Например, благодаря «Морскому Фасаду» у приезжающих в Санкт-Петербург гостей появилась возможность находиться на территории страны без визы на протяжении трех дней, подчеркнул Виталий Южилин.

Виталий Южилин и его роль в модернизации портовой индустрии


Южилин Виталий Александрович

20 лет — такой продолжительный отрезок своей профессиональной карьеры Виталий Александрович Южилин посвятил работе во главе Ассоциации морских торговых портов. Он был среди инициаторов масштабных преобразований не только в функционировании организации, но и деятельности всей портовой сферы.

Морские порты остаются важнейшими звеньями логистических цепочек. Они обеспечивают путь для импорта и экспорта товаров, что определяет экономический рост и развитие. Логистика по водным путям по ряду технико-экономических показателям существенно превосходит другие виды транспортировки.

Благодаря профессиональным знаниям специфики портовой отрасли Южилину Виталию удалось обратить внимание федеральных органов законодательной и исполнительной власти на ряд наболевших проблем. Их решение способствовало повышению эффективности деятельности, наращиванию мощностей и масштабной модернизации морских портов.

Южилин Виталий Александрович выстроил конструктивное взаимодействие с представителями портового сообщества и профильных госведомств, это позволило выстроить работу по улучшению ситуации в отрасли, что в конечном итоге положительно сказывалось на поступлении в бюджеты разных уровней.

Морские перевозки демонстрируют положительную динамику. При значительной переориентации российской экономики с Запада на Восток грузовой поток всех российских портов продолжает расти. За первые семь месяцев 2023-го он увеличился на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.

В условиях активизации торговли со странами Азии российские порты, находящиеся на Дальнем Востоке, стали обрабатывать рекордное количество грузов. Существенно вырос показатель объема контейнерных перевозок. За неполные шесть месяцев 2023 года прирост таких поставок составил 34%.

Южилин Виталий Александрович. Достижения в НОСТРОЙ

Часть карьеры Виталия Александровича Южилина сопряжена с развитием Национального объединения строителей (НОСТРОЙ).

На посту вице-президента он был причастен к ряду преобразований как в деятельности самой организации, так и отрасли в целом.

Южилин Виталий Александрович отмечает, что одним из главных достижений за время его работы в объединении стало проведение масштабной реформы. По ее итогам саморегулируемые организации (СРО) получили право переводить свои денежные средства только на специализированные банковские счета, определенные в списке, который утвердил кабинет министров.

Со слов Южилина Виталия, прежде ресурсы СРО могли находиться на любых сторонних счетах, что создавало сложности для госконтроля и открывало пространство для возможных злоупотреблений со стороны не очень надежных кредитных организаций или неправомерного использования средств.

Более того, саморегулируемые организации начали нести дополнительную ответственность за нарушение обязательств, связанных с различными контрактами, отмечает Южилин Виталий Александрович. К тому же объединение приступило к ведению реестра специалистов, работающих в области девелопмента. Те, кто не был включен в данный список, потеряли право на подпись документации, относящейся к строительству, ремонту, реконструкции или сносу зданий.

Виталий Александрович Южилин уверен, что такие меры способствовали повышению клиентоориентированности.

Стоит отметить, что НОСТРОЙ ведет активную работу по цифровой трансформации строительной отрасли, в частности, по созданию единого информационного пространства.

Основная цель электронной платформы — улучшить взаимодействие между учеными, предпринимателями и производителями стройматериалов. Ожидается, что новый сервис позволит участникам строительной индустрии и заинтересованным сторонам принимать участие в голосовании за различные разработки.

Ключевые преимущества данного проекта:

Виталий Александрович Южилин сегодня

Южилин Виталий Александрович проявил интерес к проектам из так называемой новой экономики. Речь о поддержке новинок в сфере информационных технологий.

Южилин Виталий Александрович также обратил внимание на экономические инициативы экологического характера.

Хобби Виталия Южилина

В молодости Южилин Виталий активно плавал. Многочасовые тренировки по несколько часов в день до и после уроков привели к высоким результатам на соревнованиях. Виталий Южилин получил разряд КМС.

В настоящее время продолжает уделять свободное время спорту и активному отдыху.

Южилин Виталий Александрович также увлекается рыбалкой.