>
>
Сплин. «Новые люди»

Сплин. «Новые люди»

07.03.2003
2

Я очень не хотел писать об этом диске, и именно поэтому попросил его на рецензию. Зачем попросил, понятно («душа обязана трудиться» и т.д.). Почему не хотел, объясню: дело в том, что мне очень нравится группа «Сплин». Очень. В 96 году группа эта записала один из лучших альбомов в истории современной русской рок-музыки — «Коллекционер оружия». А потом, без особой передышки, в девяносто седьмом — ничуть не уступающий предыдущему альбом «Фонарь под глазом». Были в тех альбомах, конечно, царапающие места (вроде «Сказки» или «Англо-русского словаря»), но общий уровень в то время равных себе практически не имел. Дело всё, безусловно, в таланте вокалиста и автора песен группы. Саша Васильев — очень редкое на отечественной рок-сцене явление: он умеет писать песни не затем, что надо написать, а затем, что очень хочется. Оба альбома слушались на одном дыхании, потому что на одном дыхании были написаны.

Сплин - 'Новые люди'

Затем за «Сплин» взялось «ОРТ-видео». У Саши появилась тусовка. Тусовка Саше объяснила, что нужно быть заводным. Философствовать, Саша, не надо. Это рок-н-ролл, Саша. Здесь нужен драйв. И сплин сделал драйв. «Гранатовый альбом» снискал группе бешеную популярность — там была песня про «институт, экзамены, сессия», песня про «ненавижу, когда меня кто-то лечит», песня про «переводит доллары на рубли» и много других замечательных песен с драйвом. Саша научился жить в тусовке и писать хиты (да, натурально, на «Коллекционере оружия» и «Фонаре под глазом» хитов не было, они там, похоже, были не нужны). Последовавшие за «Гранатовым» альбомы «Альтависта» и «25 кадр» неизменно шли на «ура», (хотя и не повторили успех предшественника). Одна беда — Васильев устал.

На «Новых людях» Саше очень хотелось сработать «как раньше»: чтобы всё — ярко и ни на что, кроме самого себя, не похоже. Издатели хотели хитов и торопили, Васильев нервничал и метался между драйвом и тем, что было в «Иди через лес». Было множество экспериментов с аранжировками. Альбом стал рекордным для «Сплина» по количеству «приглашённых» — в записи приняли участие, помимо основного состава группы, 11 человек, среди которых такие известные личности, как экс-«ночной снайпер» Светлана Сурганова и струнный квартет «Смерть Паганини!». Итогом стала, пожалуй, самая неровная работа за всю историю группы. Одиннадцать композиций, от ужасных до неповторимых.

Александр Васильев

Новые люди. Вы её наверняка уже слышали. Когда Саша Васильев придумывает для песни фишку, остальное его занимать перестаёт. Так получились «Пил-курил» и «Новые люди». Один мой друг (он любит группу «Сплин»), послушав, сказал: «Ну не с такими же глупыми словами!». Здесь нечего добавить, кроме того, что аранжирована песня под стать тексту — мило, но без изысков.

Время, назад!. Первая по-настоящему «цепляющая» песня на альбоме. Николай Ростовский и Сергей Наветный отлично поработали над электронной секцией и ударными — такие аранжировки (ещё рок, но уже почти дарк эмбиент) я слышал последний раз у «The Verve», и очень здорово, что так умеют и у нас.

Гандбол. Вы слышали «Гандбол». Забавный хит на месяц. Довольно сильно диссонирует с «Время, назад!» (вообще, песни на «Новых людях» размещены очень контрастно).

Сломано всё. Откровенно проходная песня. О ней нечего писать.

Девятиэтажный дом. Хорошая, почти «медитативная» песня, написанная и сыгранная без всякого, бывшего бы здесь излишним, напряжения. Кислотно-джазовая расслабленная аранжировка, с трубой Александра Дитковского и флейтой Яна Николенко.

Блокада. Мне почему-то кажется, что за рифмы типа «сто пятьдесят блокадных грамм с огнём и кровью пополам» поэтов-песенников пора уже наказывать для начала штрафом. Довольно давно пора. Песня, уровень исполнения которой совершенно не соответствует заложенному в неё пафосу.

Валдай. Лучшая песня на альбоме и одна из лучших у «Сплина» вообще. И это — при нарочито незамысловатой аранжировке с минимумом электроники (в начале; к завершению композиции она «разгоняется» очень здорово), акустической гитарой и «невесомыми» почти ударными. Вокал Васильева звучит моложе, чем на «Фонаре под глазом», скрипка Светланы Сургановой великолепна несмотря на то, что идёт неявным задним планом.

Йог спокоен. Старомодная и какая-то совсем не сплиновская аранжировка с плотной ритм-секцией и текстом, по смыслу вполне исчерпывающимся названием песни. «Йог спокоен» сделала бы честь современному составу группы «Браво», но это не уровень «Сплина».

Северо-Запад. Тяжёлое, надрывное, максимально усиленное плотными сэмплами и ударными ничто. Васильев — мастер на такие «фантики без конфеты». Не исключено, что «Северо-Запад» пойдёт (если ещё не пошёл) в ротацию на радио и пожнёт все положенные лавры.

РЭП (Нервное сердце). Когда «Сплин» будет выступать у нас, студенты будут горланить её хором. Осуждать их за это нельзя. Драйв, да.

Альтависта (Другая точка зрения). Когда я слушал «Валдай», я удивлялся, почему он не поставлен на завершение альбома. Теперь стало понятно, почему. «Альтависта», открывавшая одноимённый альбом, в новой аранжировке работает отличной концовкой «Новых людей» — очень точно нацеленным нажимом тянущего душу васильевского вокала поднимает напряжение альбома и мягко обрывает.

У Саши Васильева неровная причёска и острый подбородок. Он сидит на стуле в клипе «Новые люди». Вечно молодой заводной человек. У него уставшие глаза. Он ждёт, когда кончится завод.

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. 22-23-83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. 34-84-74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. 54-13-31

Рекомендуем почитать