Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Эти ребята создают лучшее будущее»: за что наградили победителей и лауреатов традиционных Курчатовских чтений

«Эти ребята создают лучшее будущее»: за что наградили победителей и лауреатов традиционных Курчатовских чтений

12.04.2022
2
Какие вызовы ставит наука перед будущими учеными?

Отборочные этапы XXII Курчатовских чтений проходили с ноября прошлого года по февраль 2022 . В них приняли участие 139 школьников из 14 муниципалитетов Красноярского края — Дивногорска, Ачинска, Красноярска, Лесосибирска, Енисейска, Минусинска, а также ряда районов, деревень и сел.

А финальные мероприятия Чтений состоялись в Школе космонавтики 9 апреля, свои работы представляли ученики 8-11 классов. Хотя вошел в финал и один ребенок из 6 класса.

Талантливые ученики Школы космонавтики встретились с учеными из «Информационных спутниковых систем имени академика М. Ф. Решетнева», ведущими специалистами Горно-химического комбината и ветеранами атомной промышленности в формате круглого стола под кодовым названием «Что сегодня современно знать?» После обсуждений состоялись и мероприятия секций, где и прошла защита 40 проектов, вышедших в финал — как очно, так и дистанционно.

Круглый стол «Что сегодня современно знать?» — диалог школьников с экспертами

«Курчатовские чтения — это уникальная конференция, она проводится уже 22 год. Наш главный партнер — Горно-химический комбинат — это крупнейшее мероприятия инновационного сектора экономики. Там заинтересованы в том, чтобы у молодежи формировался современный и адекватный взгляд на развитие атомной энергетики. Поэтому Школа космонавтики как один из центральных институтов работы с одаренными детьми региона проводит совместное с предприятием мероприятие, чтобы молодежь обладала современными компетенциями, умела создавать и обсуждать свои научно-исследовательские проекты с профессионалами, и потом ориентировалась на поступление в университеты и обретение тех специальностей, которые в дальнейшем будут востребованы в России. Закономерно, что мы привлекаем лучшие предприятия и лучших ребят, чтобы создавать лучшее будущее», — рассказал Андрей Абакумов, заместитель директора по развитию «Школы космонавтики».

На конференции было представлено несколько секций — современная энергетика, новые производственные технологии, экология и медицина. Ребята в течение года со своими научными консультантами готовили свои исследовательские проекты, затем они их предзащищали, а лучшие работы оказались на финале.

«В прошлом году мы уже встречались с представителями ГХК, было очень интересно. А проекты на Курчатовские чтения мои одноклассники делали по желанию. Если делаешь сам, то не будет скучно, хочется же сделать свой проект интересным для других людей. Каждый год на Чтениях узнаешь много нового. А я пока думаю, куда поступать — хочу переехать жить в Москву и стать инженером», — рассказал Вадим, ученик «Школы космонавтики».

Как рассказал Владимир Мацеля, директор МЦИК ГХК, любая техническая специальность на сегодняшний день — это гарантия трудоустройства в будущем. Специалисты с высшим образованием в технической области «найдут себе работу всегда» — от Санкт-Петербурга и до Байкала для них полно рабочих мест.

«Само название „Курчатовских чтений“ связано с человеком, который стоял у истоков атомной отрасли, и не участвовать в подобных мероприятиях, где подрастающему поколению и будущим, надеемся, сотрудникам нашего предприятия, мы можем рассказать о достижениях и научных открытиях — было бы неправильно. Разговор с молодыми людьми мы воспринимаем как дополнительную профориентационную работу не только для нас, но и для всей отрасли. Это будущие специалисты, которые будут работать на развивающихся направлениях — та же радиохимия, специалисты-технологи, физики, механики, айтишники высокого уровня подготовки... Мы хотим привлечь в отрасль как можно больше специалистов — хороших и разных», — рассказал Владимир Мацеля, директор МЦИК ГХК.

Владимир Мацеля, директор МЦИК ГХК

По итогам работы жюри были определены 22 победителя и 5 лауреатов XXII Курчатовских чтений. Они распределились таким образом:

В секции № 1 — «Современная энергетика» — первое место забрал Иван Курасов, второе — Егор Лунев, Максим Тишин и Николай Сокольников из «Школы космонавтики». Почетную бронзу взяла Рената Галимзянова из Средней школы № 3 имени А. Н. Першиной (Енисейск).

«Я представил проект под названием „Разработка солнечно-концентраторной вегетативной самонаводящейся установки“. Обычно мы покупаем простенькую солнечную батарею, большинство недорогих рассчитано на 100 ватт — их силы хватит на ноутбук и просмотр телевизора. Я же внес идею о концентрации солнечного потока, тем самым можно уменьшить цену на солнечную установку и сделать ее производительнее. Потребность в этом появилась у моих друзей, они уезжали в лес на несколько недель, и чтобы не загрязнять природу, покупать бензин или арендовать генераторы, можно было поставить такую установку на солнце, она сконцентрируется, сама наведется, и можно оставаться на связи, заряжать телефоны или использовать другие электроприборы. Сейчас я хочу поступить в Казанский национальный исследовательский технический университет», — рассказал Иван Курасов, ученик 10 класса школы космонавтики. .

Секция № 2 — «Передовые производственные технологии» — собрала сразу 6 победителей и одного лауреата.

  • 1 место — Алексей Грош и Никита Чеховский (Шапкинская средняя школа № 11, Енисейский район);
  • 2 место — Роман Троицкий (дивногорская гимназия № 10 имени А. Е. Бочкина), Лев Юдасин из красноярской Средней школы № 10, Степан Шистко (также из дивногорской гимназии № 10) и Степан Терещук («Агинская средняя общеобразовательная школа № 1», Саянский район).
  • Диплом лауреата получила Юлия Петухова (Большеарбайская средняя школа, Саянский район).

И в секции № 3 — «Экология и медицина» — набралось самое большое количество отличившихся школьников.

  • 1 место — Мария Гоголева (Средняя школа № 1, Лесосибирск), Полина Канаш и Алексей Ботов из железногорской «Школы космонавтики»;
  • 2 место — Наталья Назарова («Школа космонавтики», Железногорск) и Елизавета Степанова («Лицей», Лесосибирск);
  • 3 место — Алексей Клепец и Валерий Цитович из Абалаковской средней школы № 1 в Енисейском районе, а также Анастасия Вершинина, Анна Быханова, Оксана Перевалова и Карина Хасьянова из «Школы космонавтики».
  • Лауреатами стали Николай Сыроватский, Алиса Диняева, Дарья Варыгина и Дарья Лапаева из «Школы космонавтики».

«Истина рождается в споре, и со школьниками необходимо поддерживать уважительный и заинтересованный взаимный диалог. Они не хотят восприниматься себя детьми — они чувствуют себя взрослыми людьми и могут подобающе рассуждать. Большинство работ имеют в себе зерно здравого смыла, и эти проекты позволяют им развиваться, с учениками можно беседовать профессионально, поскольку темы, которые они затрагивают — не совсем тривиальные и далеко не детские. За мою практику встречались и вопросы содержания изотопного состава топлива, и как они меняются, где они используются. Многие темы требуют глубокого познания», — подытожил Алексей Шишлов, начальник экологического управления предприятия «Горно-химический комбинат».

Интернет-газета Newslab, фото: пресс-служба ГХК

Рекомендуем почитать