Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Такого внимания к конкурсу мы не ожидали»: кто займется проектом реконструкции Красноярского оперного

«Такого внимания к конкурсу мы не ожидали»: кто займется проектом реконструкции Красноярского оперного

23.01.2023
15
Театр оперы и балета ждет реконструкция

Выбрать лучших из лучших

О конкурсе на разработку концепции реконструкции Красноярского театра оперы и балета объявили в конце прошлого года. Из 34-х поступивших в результате заявок ровно половина принадлежит крупным российским архитектурным компаниям. Еще 11 заявок — от консорциумов, объединяющих специалистов из Москвы, Красноярска, Санкт-Петербурга и других стран: Германии, Франции, Канады и Новой Зеландии. Также несколько заявок поступило от индивидуальных предпринимателей.

Финалистов назвали во время пресс-конференции

По словам организаторов, такого количества желающих они не ожидали. Удивила и обширная география, и это несмотря на санкции и тот факт, что заявиться иностранные участники, могли только в составе консорциумов, возглавляемых российскими архитектурными бюро.

«Мы не ожидали такого внимания и оказались обрадованы отношением профессионального архитектурного сообщества к этому конкурсу. По итогам рассмотрения заявок жюри отобрано 10 участников, которые пройдут во второй этап и займутся непосредственно разработкой концепции. В основном это представители архитектурных бюро Санкт-Петербурга, Москвы и, что очень радует, Красноярска. Важно отметить, что все компании имеют высокую квалификацию и очень богатый опыт в проектировании культурных объектов. Это специалисты, которые хорошо ориентируются не только в вопросах архитектурного и художественного облика театров, но и их „начинки“», — рассказал председатель жюри конкурса, главный архитектор Красноярского края Константин Шумов.

Константин Шумов

Полный список финалистов следующий:

  • КБ высотных и подземных сооружений (Санкт-Петербург);
  • консорциум BLANCHE-NEIGE («АЙКЬЮ-архитекторы» (Москва), «КУНКЕЛЬ КОНСАЛТИНГ» (Москва), ATELIER JANKOVIC DE THY (Париж), ACOUSTIC RESEARCH & DESIGN Limited (Окленд, Новая Зеландия));
  • консорциум «А2+МВП» («КПМ А-2» (Красноярск), «МВ-Проект» (Москва));
  • консорциум «К24» («Гражданпроект» (Красноярск), «АНИКС» (Красноярск), «Тектоника» (Красноярск));
  • консорциум «УРБАНИКА» (проектная мастерская «Бюро Архитектон» (Красноярск), архитектор RPBW Уоррен Шеске (Торонто, Канада), Steininger Architekturburo GmbH (Германия), GGS Consulting and Vertriebs GmbH (Германия), Muller — DDC Industry Solutions GmbH (Германия));
  • «Архитектурное бюро Асадова» (Москва);
  • «Студия 44» (Санкт-Петербург);
  • «Четвертое измерение» (Москва);
  • «Ваухаус» (Москва);
  • «ПИ «АРЕНА» (Москва).

Чем известны финалисты

При отборе финалистов экспертный совет и жюри ориентировались, прежде всего, на портфолио, и компаниям, претендующим на работу с красноярским театром, есть что показать. Председатель экспертного совета конкурса, заслуженный архитектор России Нина Петрова выделила несколько участников. Например, столичное бюро «Ваухаус» ранее победило в конкурсе на разработку концепции нового здания театра Камала в Казани. Проект пока не реализован, но высоко оценен архитектурным сообществом.

Этой же компании принадлежат проекты подземного музейного комплекса в Балаклаве, площади Революции в Москве, «Электротеатра Станиславский» и других объектов — всего более 150 проектов.

Балаклавский подземный музей

Другой финалист конкурса — известное питерское бюро «Студия 44» — разработчик музейного комплекса Эрмитажа в Главном Штабе, Академии танца Бориса Эйфмана, казахской Академии хореографии, Дворца творчества школьников в Астане и множества других объектов, относящихся к сфере культуры.

На счету участников консорциумов — не менее любопытные и качественные проекты. Консорциум BLANCHE-NEIGE включил в своё портфолио проект Oперного театра в китайском Шэньчжэне и проект Симфонического концертного зала в Екатеринбурге. Также на счету архитекторов разработка проектной документации для реконструкции Большого Театра и выстраивание акустики в Парижской филармонии. Такой опыт крайне важен для проектировщиков при работе с Красноярским оперным, поскольку изначально он строился как музыкальный театр, и акустика в нем требует совершенствования. По этой же причине в нынешнем здании не хватает гримерных и репетиционных залов. Всё это тоже предстоит учесть архитекторам.

Консорциумы с участием красноярских компаний не отстают от конкурентов по числу проектов. Объединение «К24», представленное исключительно местными организациями, включило в свое портфолио реконструкцию Красноярской краевой филармонии и Дворца спорта им. И. Ярыгина, проект здания для малой сцены Минусинского драматического театра и нового здания Красноярского хореографического колледжа.

Красноярский хореографический колледж

«Я очень надеюсь, что финалисты отнесутся к нашим потребностям трепетно. Нам важно, чтобы в нашем общем доме комфортно себя чувствовали оперные и балетные артисты, музыканты, персонал, и, конечно, наши зрители. Мы ждем функциональные гримерные, музейное пространство для славной истории театра, обновление всех наших помещений. Хочется, чтобы архитекторы вложили в наше здание душу, чтобы театр стал визитной карточкой Красноярска и всего края», — сказала директор Театра оперы и балета Светлана Гузий.

Увидим проекты уже весной

До конца января все финалисты первого этапа конкурса получат техническое задание и примут участие в семинаре, где более подробно ознакомятся с особенностями красноярского театра, а также прилегающей территории, которую тоже предстоит обновить и осовременить. Готовые проекты участники представят до конца марта, после чего жюри определит лучшие из них. Результаты объявят в период до 20 апреля.

Всего в конкурсе будет три победителя. Участник, который займет первое место, получит возможность заключить договор на разработку проектно-сметной документации. В окончательном проекте могут быть также учтены идеи и других финалистов. Кроме прочего, тройку лидеров наградят денежными призами. Финансовую поддержку в этом оказал «Норникель», при этом у компании есть собственный опыт проведения аналогичного архитектурного конкурса — в 2022 году были определены лучшие концепции реновации Норильска.

«В случае реконструкции театра мы считаем проведение конкурсных процедур правильным и эффективным решением, которое позволит выявить тех, кто лучше всех справится с этой работой. Для „Норникеля“ поддержка проектов развития в регионах производственной деятельности — важная часть корпоративной политики, в том числе это проекты в сфере культуры и искусства. В этом году мы также направим 57 млн руб. на обновление музыкальных инструментов Театра оперы и балета», — отметил заместитель директора Красноярского представительства «Норникеля» Игорь Астапов.

Игорь Астапов

Больше информации о проектах финалистов конкурса можно посмотреть на сайте театра.

Фото предоставлены компанией «Норникель» и компаниями-участниками конкурса

Рекомендуем почитать