Главная
>
Статьи
>
Причуды «Чудной бабы»

Причуды «Чудной бабы»

19.05.2004
2

Молодой красноярский композитор Ирина Белова – автор музыки более чем к десятку спектаклей, идущих в красноярских театрах. Постановки с ее музыкальным оформлением можно посмотреть в театре им. Пушкина ("Анчутка"), ТЮЗе ("Любовь к одному апельсину", "Последняя лента Крэппа"), театре кукол (в общей сложности 6 работ). А сколько студенческих спектаклей прошло через ее руки! Недавно мы писали об одном из них, «Дети Ванюшина» (Ирина Белова заведует музыкальной частью на театральном факультете академии музыки и театра). Но настоящую славу и признание композитору принесла ее авангардная рок-опера «Чудная баба».

Музыка написана по одноименной пьесе Нины Садур. Это была дипломная работа драматурга в Литинституте. И – по стечению обстоятельств – дипломная работа Ирины Беловой в Красноярской академии музыки и театра. Впрочем, о случайностях здесь говорить не приходится.

Пьесы Нины Садур с успехом идут по всей стране. А какой это лакомый кусок для композиторов! Правда, до сих пор Нина Николаевна безжалостно "зарубала" всю музыку, написанную по ее пьесам. Работа красноярского автора стала единственным исключением. Более того, Садур доверила ей написание музыки по всем своим произведениям. И хотя об этом пока говорить рано, но известно, что уже велись разговоры о возможной постановке садуровской пьесы «Брат Чичиков» в Красноярском театре музыкальной комедии. Если вопрос в итоге решится благоприятно, музыку к спектаклю однозначно будет писать Белова.


Ирина Белова

Но вернемся к «Чудной бабе». Вот уж поистине, уникальная постановка! Чистой воды антреприза, созданная исключительно усилиями энтузиастов. Да и антреприза-то нетипичная: как правило, в основе подобных проектов всегда лежит коммерческий интерес. «Чудная баба» - спектакль абсолютно некоммерческий. И тем удивительнее и приятнее, что он уже не только второй сезон держится на плаву, но и получает при этом награды. Минувшей осенью спектакль красноярцев стал лауреатом международного фестиваля «Сибальтера» в Новосибирске. Весной местное отделение Союза театральных деятелей России отметило его специальным призом "За творческий поиск и инициативу" – спектакль был признан настоящим открытием сезона. Кроме того, «Чудная баба» приглашена на фестиваль этнических культур «Живая вода», который пройдет на Алтае в середине июля 2004 года.

А началось все несколько лет назад, когда Ирина Белова еще только училась в академии. Как-то на глаза ей попалась книга Нины Садур. По словам композитора, это было первое из современной драматургии, с чем она вообще столкнулась. И не могла от нее оторваться:

– Такой удивительно легкий и изящный язык, настолько затягивающий! Меня привлекло все – эта мистика, символика, вроде бы сказка для взрослых, и тут же конец света – то есть какая-то непонятная черная дыра, в которую погружаешься и погружаешься. Садур мне показалась выше, чем даже Булгаков и Гоголь! Демонстрационный показ был на экзамене, в 1999 году. Первое публичное исполнение прошло тогда же в Органном зале, я репетировала с оперными певцами. И уже тогда хотелось сделать именно театральную версию. Но все оказалось не так просто, на это понадобилось четыре года… Мы подготовили наш спектакль к прошлогоднему краевому фестивалю «Театральная весна», он тогда шел вне конкурса.


Чудная баба

Чем же обусловлен успех спектакля? Прежде всего, конечно же, великолепной музыкой. Она захватывает с первых аккордов, и чем больше слушаешь, тем сильнее она затягивает. Сама Садур заявила, что "большего проникновения в эту сложную пьесу и представить невозможно". И хотя я не музыковед и не могу анализировать это произведение с точки зрения профессиональной музыкальной критики, но даже абсолютный «чайник» не может не оценить силу его эмоционального воздействия на публику. Особенно впечатляет сцена обнаженной земли – пожалуй, самая мощная во всей рок-опере.

Одна из основных трудностей при подготовке спектакля заключалась в поиске артистов. Впервые «Чудная баба» прозвучала в исполнении оперных певцов. Но, как признается сам автор, материал подразумевает, что нужен мощный голосовой диапазон – от шепота до крика – и умение легко переходить от одного состояния к другому. Оперные же певцы к такому оказались непривычны, они работали постановочными голосами от начала до конца. В итоге уходили все нюансы.


Чудная баба

А потом Ирина Белова познакомилась с режиссером Юрием Цехановским (он и стал постановщиком «Чудной бабы»), который порекомендовал ей Наталью Горячеву. И, на мой взгляд, выбор вряд ли мог быть удачнее. Горячева – одна из ведущих солисток Красноярского театра музыкальной комедии, но всегда тяготела к драме. Может быть, именно поэтому ее роли настолько запоминаются? Во всяком случае, в репертуаре артистки превалируют характерные героини, и даже самые небольшие из ее ролей привлекают внимание. В «Чудной бабе» Наталья Горячева сыграла Лидию Петровну. По сюжету ее героиня – горожанка, приехавшая с «группой товарищей» помогать колхозникам убирать урожай, - заблудилась и встретилась в поле с чудным созданием. Баба не баба, мужик не мужик – чудо природы. Да и несет что-то несусветное – поди пойми! Собственно, из их диалогов и состоит сама пьеса. Так что, любителям сюжетного – «традиционного» театра смотреть это не рекомендую.


Чудная баба

Чудную бабу сыграл артист ТЮЗа Анатолий Кобельков, обладатель великолепного тенора. Казалось бы, в женской роли – мужчина?! Но все логически обусловлено. Как в русских народных сказках Бабу-ягу обычно играл мужчина, так и здесь: чудная баба – близкий образ, только сложнее и интереснее. Нечто, загадка природы – Зло мира, которое в данном случае имеет облик причудливой и странной бабы. И отношения с ней у Лидии Петровны выстраиваются именно как с инородным существом. К тому же, на взгляд создателей спектакля, женщина сыграла бы это чересчур однозначно.

И, наконец, еще одна немаловажная составная постановки – балет. Откуда он взялся в опере? Вышло так, что композитор начинала писать именно оперу, но в самом материале оказался заложен синтез жанров. Так возник жанр drama per musica – драма на музыке. После чего к работе подключилась балетмейстер Ирина Ереметова – и подготовила хореографию в стиле модерн.

Сценическое оформление сделал художник Евгений Алтынов. И, пожалуй, это единственное, что кажется несколько не соответствующим духу данного спектакля. Но претензия не к художнику – банально не хватило средств на хорошие костюмы, все собиралось «с миру по нитке».

В ближайшее время «Чудную бабу» можно посмотреть 22 мая в Доме актера. И не исключено, что это последний показ спектакля в текущем сезоне.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать