Главная
>
Статьи
>
Иван Артюхов: «Я бы мог стать неплохим управленцем любого уровня»

Иван Артюхов: «Я бы мог стать неплохим управленцем любого уровня»

16.02.2005
0

Ректор Красноярской государственной медицинской академии (КГМА).

Родился 20 января 1959 г. в Нижне-Ингашском районе Красноярского края.
В 1982 г. с отличием окончил педиатрический факультет Красноярского медицинского института и был зачислен в клиническую ординатуру.
В 1987 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему «Медико-демографические процессы в Восточной Сибири» (по материалам Красноярского края).
В 1989 г. был избран на должность доцента кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения, а пять лет спустя переведен на должность доцента новой кафедры медицинского страхования, менеджмента и маркетинга.
В 1996 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Проблемы состояния здоровья и организации медицинской помощи мигрирующему населению». Через два года ему было присвоено ученое звание профессора.
С 1998 г. работал проректором КГМА по экономической работе. В 2002 г. по его инициативе создана и под его руководством успешно функционирует кафедра экономики здравоохранения и медицинского права.
Автор более 150 печатных работ, опубликованных в международной, центральной и местной печати. Наиболее значимые публикации: «Здоровье человека в Сибири» (Москва, 1989), «Ресурсы здравоохранения и медицинская типология районов Красноярского края» (Новосибирск, 1990), «Правовое обеспечение и юридическая ответственность медицинских работников за профессиональные и должностные правонарушения» (2003), «Экономические ресурсы бюджетных учреждений» (2004) и др.
В 2001 г. избран академиком Российской академии естественных наук. Действительный член Нью-Йоркской академии наук.
С декабря 2004 г. - ректор Красноярской государственной медицинской академии.

Женат, имеет дочь.

Хобби: лыжные прогулки.


Иван Артюхов

Новый ректор Красноярской государственной медицинской академии Иван Артюхов на этой должности человек не случайный. Порядка 30 лет отдано родному вузу. Сначала студенчество, потом преподавательская работа, защита кандидатской, докторской… Срок немалый. Но, как признается Иван Павлович, за это время он не раз усомнился в правильном выборе врачебной профессии.

Чем были вызваны ваши сомнения?

Вы знаете, мне трудно объяснить, почему я вдруг решил стать врачом. Во всяком случае, в роду у нас врачей не было. Наверное, сказалось то, что мне всегда особенно легко давались знания по химии и биологии. Помню, как в школьные годы провел несколько операций на сусликах – пытался сравнить строение тела человека и животного из учебника «Биологии». (Смущенно улыбается.) И хотя окончил медицинский институт с красным дипломом, считаю, что мог бы стать неплохим управленцем любого уровня. Организаторские качества во мне проснулись уже на первом курсе. Не сочтите за нескромность, но я был командиром лучших стройотрядов в институте. А общежитие, которое возглавлял, считалось лучшим в Советском Союзе в системе ВЦСПС. Поэтому с третьего курса всерьез подумывал уйти в высшую комсомольскую школу, где в то время готовили организаторов.

Отчего же не ушли?

Тесть отговорил! Он был секретарем райкома, и, по его мнению, работа партийца – не профессия, прежде нужно получить специальность. Так я и остался в медицине. Сначала стал хирургом. А в 1981 году на базе нашего института впервые в СССР проводился набор на кафедру социальной гигиены и организации здравоохранения для подготовки главных врачей, и мне предложили пройти там ординатуру. Нас учили оценивать состояние здоровья уже не отдельного человека, а популяции – то есть, территории, которой направляли руководить. Давали знания по организации различных видов медицинской помощи, частично – по экономике, праву и управлению. В 1986 году в Москве «на отлично» защитил кандидатскую по теме «Медико-демографические процессы в Восточной Сибири», даже было рекомендовано на ее основе защитить докторскую диссертацию. Так я и стал врачом-организатором.

И в дальнейшем ваша работа была связана именно с организацией здравоохранения?

Да, меня все больше и больше увлекала экономика, я даже окончил Институт экономики и управления при Минфине. Затем у нас в академии появилась кафедра медицинского страхования, где я работал доцентом, а потом профессором. А через два года создал свою кафедру – экономики здравоохранения и медицинского права. Кафедра очень сильная, мы ни у кого деньги не просим, зарабатываем сами. Одна из лучших в институте – у каждого прекрасно оснащенные рабочие места, выход в Интернет – все, что нужно современному преподавателю.

Но, похоже, Иван Павлович, с приходом на должность ректора ваша мечта о работе управленца сбылась, не так ли? С какими трудностями столкнулись на новом посту?

Мне не пришлось ничего ломать. Я пять лет был проректором, после ухода в отставку Виктора Ивановича Прохоренкова четыре месяца исполнял обязанности ректора, так что эта работа мне знакома. Никого не снял с работы, наоборот, привлек свежие молодые силы – уникальных специалистов! И хотя по итогам позапрошлого года академия заняла 17-ое место по России среди 55 вузов и третье - по Сибири и Дальнему Востоку (впереди нас лишь Томск и Новосибирск), по количеству диссертаций, докторов наук выглядим лучше многих. Одна серьезная проблема – кроме стоматологии, у нас нет собственных клинических баз, кроме стоматологии. Так что, цели у меня немного изменились, это так. Но они не революционного характера, а эволюционного.

Какие, например?

Например, открытие новых факультетов. До конца 2005 года я четко обозначил для себя несколько задач. До лета стоматологический факультет будет реорганизован в Институт стоматологии с довузовским, собственно вузовским и последипломным обучением. В единый научно-производственный комплекс войдет и наша стоматологическая поликлиника – три тысячи квадратных метров, 45 установок. Потом, в течение двух ближайших месяцев в состав академии будет передан Красноярский медико-фармацевтический колледж. А к лету на базе факультета высшего сестринского образования с включением колледжа будет создан Институт сестринского дела. В сентябре у нас также откроется факультет экономики и управления в здравоохранении - второе высшее образования для руководителей лечебно-профилактических учреждений. И, наконец, фармацея. В Красноярском крае нигде не готовят провизоров, колледж дает специалистов среднего звена – фармацевтов. И получается, что аптеки, особенно частные, сейчас возглавляют врачи. Где вы видели аптеку, в которой бы делали мази, растворы в виде готовых лекарственных форм. Потому что аптеками должны руководить провизоры, которые знают и технологию, и организацию фармацеи, и торговлю. А в будущем, надеюсь, мы сможем открыть еще и факультет медицинской физики для подготовки инженеров медицинского оборудования. Потому что техника уникальная, нуждается в квалифицированном обращении, а специалистов нет.

Глобальные у вас планы! А как обстоит дело с подготовкой врачей для сельской местности? Есть ли у вас целевая программа?

Программа-то есть, работает они пока не эффективно… На селе врачей давно не хватает, это ни для кого ни секрет. Сегодня норматив на одного жителя края в год составляет 7,5 посещений в поликлиники. В Красноярске эта цифра десять. А в сельской местности – 2,5. Не потому, что они меньше болеют – не к кому обратиться за помощью. Есть и другой показатель: по краю норматив 40 врачей на 10 тысяч населения. По Красноярску со всеми его ведомствами все 60 – у нас избыток врачей в целом, не хватает лишь врачей скорой помощи, участковых терапевтов и участковых педиатров. Но красноярца никогда не загонишь в глубинку, значит, нужны абитуриенты с мест. Программа целевой подготовки действует в крае уже восемь лет, и в прошлом году по ней была набрана почти половина студентов. Но за два выпуска целевиков в районы отправились меньше половины! Потому что по этой программе, как правило, учатся нетолько отличники, а дети глав администраций и местных предпринимателей, которые никогда не вернут своих детей назад в район. Тысячу отписок пришлют – и что они дескать не могут обеспечить врачей жильем, и что мест рабочих для них нет. Это на селе-то нет рабочих мест?! Не смешите.

Но ведь и условия глубинки не отвечают потребностям молодых специалистов!

Правильно! А что мешает главам районов обеспечить эти условия, построить жилье для врачей, оснастить больницы современным оборудованием? Норильск же вот предлагает зарплату в 30 тысяч и хорошие условия. Поэтому, несмотря на климат, врачи охотно туда едут, и не только из Красноярска. А на селе сегодня пустует порядка 30 процентов фельдшерско-акушерских пунктов. Потому что главы администраций не развивают свои медицинские учреждения, они же могут позволить себе лечиться в краевом центре. Пригласишь, например, хорошего стоматолога – он сразу потребует современную установку. А на первичное оснащение стоматологического кабинета нужно минимум 12-13 тысяч долларов плюс 10 тысяч на визиограф – итого миллион рублей.

Так что, хорошего специалиста мы подготовим – создайте условия! А то ни зарплаты нормальной, ни жилья, ни оборудования, и врач превращается в обычного фельдшера. А чтобы действовала программа целевой подготовки, нужен образовательный кредит. Если студент заключил целевой договор, и оплачивает его учебу государство, он просто обязан три года отработать где-нибудь в районе. Не отработал – его право, но пусть вернет 200 тысяч, средняя стоимость обучения специалистов. Кстати, есть уже несколько судебных прецедентов на этот счет – в Архангельске, Петрозаводске, Нижнем Новгороде и в Твери. У нас такой возможности пока нет, потому что Красноярская медицинская академия не может выступать истцом, нас финансирует Москва. Значит, истцом должно быть Правительство Российской Федерации, а это дополнительные сложности.

Где же выход из тупика?

Мы предложили разработать закон о краевом образовательном кредите, думаю, что уже в этом году Законодательное собрание края его рассмотрит. Схема такова: за обучение студента муниципалитеты платят деньги академии. И если он не вернется на заявленное место работы, будет отвечать уже перед муниципальными властями. Если закон примут, через год, думаю, мы сможем применить его на практике.

Иван Павлович, а должна ли медицина в нашей стране вообще стать платной?

Давайте сразу определимся: бесплатной медицины не бывает, в России услуги врачей по большему счету оплачивает государство. Так вот, в 2005 году в краевом бюджете на здравоохранение запланировано 12 млрд. рублей, половина из них - средства обязательного медицинского страхования. Какова роль населения? По официальным данным, через кассу в лечебные учреждения – как государственные, так и частные – жители края платят 2,5 млрд. рублей. Мимо кассы – еще 3 млрд. рублей, это теневой сектор. Почему, несмотря на давление государства, развивается частник? Пример из стоматологии: в государственных клиниках ежемесячная выручка от реализации стоматологических услуг от 10 до 40 тысяч, а у частников одна установка приносит не меньше 100 тысяч, а то и больше. Хотя цены на услуги примерно одинаковые.

То есть, когда человек работает на себя, на лицо и эффективность его труда?

Конечно! Поэтому, считаю, нужен единый социальный стандарт медицинской помощи за счет государства и средств ОМС – для всех, независимо от социальных различий. А все, что сверх стандарта, должно быть платным. Если стоимость программы государственных гарантий ограничена, если у государства есть всего 12 млрд. рублей – а это 4 тысячи в год на каждого жителя края, - давайте определим, что входит в эту стоимость. Прежде всего, на мой взгляд, скорая неотложная медицинская помощь, первичная медико-санитарная помощь, госпитализация. Только не нужно выдавать эти деньги населению, иначе получится так же, как с монетизацией льгот. Причем государство должно признать, что оно в состоянии оплатить, а что нет. И – ЗАКОНОДАТЕЛЬНО разрешить платные медицинские услуги. Потому что на них есть и спрос, предложение, и средства у населения, люди готовы вкладывать деньги в свое здоровье. Пока же получается наоборот. Как вы думаете: сколько государство платит обычному врачу за ваш прием?

Совершенно наобум – наверное, не меньше 100 рублей…

А я вам точно скажу - 2 рубля! Потому что за год врач-терапевт должен принять 6 тысяч пациентов. Зарплата у начинающего врача тысяча рублей - вот во сколько государство оценивает его труд! И за эти деньги врач должен проявить к больному максимум внимания. Извините, кто будет работать за такие цены? Вот пример из зарубежной практики. Как известно, российский закон об ОМС построен на основе французского и немецкого. Так вот, во время разработки закон один наш эксперт гостил в семье французских врачей. Однажды он увидел у них штук семьдесят коробок конфет и очень удивился: откуда столько, неужели подарки пациентов? Нет, отвечают, это мы пациентам дарим, чтобы они и впредь лечились именно у нас. Вот и делайте выводы…

 

Беседовала Елена Коновалова

Рекомендуем почитать