Главная
>
Статьи
>
Иннокентий Жмаков: «Мешает в первую очередь несовершенство и неустойчивость законодательства»

Иннокентий Жмаков: «Мешает в первую очередь несовершенство и неустойчивость законодательства»

18.04.2005
0

Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае.

Родился 1 апреля 1938 г. в Саянском р-не Красноярского края, на прииске Караган.
Окончил юридический факультет Иркутского государственного университета.
В 1956-58 гг. – работал в Енисейском речном пароходстве.
В 1958-62 гг. – служба в рядах Советской Армии.
В 1962-65 гг. – служба в органах внутренних дел, оперуполномоченный ОБХСС Саянского РОВД.
В 1965-69 гг. – первый секретарь Саянского райкома ВЛКСМ.
В 1969-83 гг. – на партийной работе: заведующий отделом Красноярского горкома КПСС, инструктор Красноярского крайкома КПСС, первый секретарь Октябрьского райкома КПСС Красноярска.
В 1983-88 гг. – заместитель начальника УВД Красноярского крайисполкома.
В 1988-90 гг. – заведующий отделом административных органов (переименован в государственно-правовой отдел) крайисполкома КПСС.
В 1990-91 гг. – председатель краевого комитета народного контроля.
В 1991-92 гг. – заведующий правовым сектором Красноярского крайисполкома.
В 1992-93 гг. – начальник управления общественной безопасности администрации Красноярского края.
В 1993-94 гг. – главный уполномоченный отделения пенсионного фонда Центрального р-на Красноярска.
В 1994-2001 гг. – заместитель главы администрации Октябрьского р-на. Красноярска.
С февраля 2001 г. – уполномоченный по правам человека в Красноярском крае.

Семейное положение: женат, двое сыновей.

Увлечение: « Что касается свободного времени, то люблю читать исторические романы».


Иннокентий Жмаков

Иннокентий Егорович, как в крае был создан институт уполномоченного?

Уполномоченный назначается Законодательным Собранием края на пять лет и работает по «Закону об уполномоченном по правам человека в Красноярском крае». Закон был принят еще в 1997 году и подписан губерна-тором Зубовым, однако в течение четырех лет уполномоченный не был назначен, в частности, потому что на должность претендовало слишком много кандидатов, иногда до семи человек. Это независимый институт, не подчиняющийся ни администрации, ни ЗС. Я ежегодно делаю доклад о своей деятельности, но это именно доклад, а не отчет. ЗC принимает его к сведению, выносит ряд решений.

Задачи уполномоченного – во-первых, работать по конкретным жалобам, во-вторых, вносить предложения по совершенствованию законодательства в области прав человека, в-третьих, заниматься правовым просвещением населения.

Есть ли в других регионах уполномоченные по правам человека?

Сейчас где-то в тридцати регионах внедрен институт уполномо-ченных, в республиках Татарстан, Башкортостан, Коми, Калмыкия, практи-чески во всех краях РФ – Приморском, Красноярском, Алтайском, Ставро-польском и Краснодарском. В центральных районах эта работа ведется более активно, в Сибири и на Дальнем Востоке хуже.

Можно ли сказать, что чем труднее экономическое положение в регионе, тем больше работы для уполномоченного?

Безусловно, сложно защищать права человека в бедном регионе. С точки зрения Конституции человек имеет право на достойную жизнь, следовательно, он считает, что маленькая пенсия – это нарушение его прав.

Каждый постулат Конституции должен закрепляться законодательно, например, право на труд закреплено трудовым законодательством, право на жизнь и свободу – уголовным и уголовно-процессуальным кодексом, и так далее. Есть пенсионное законодательство, и пусть оно не удовлетворяет мил-лионы граждан, его не обойдешь. Это порождает большое недовольство. Так, каждый инвалид имеет право на автомобиль, но существуют огромные очереди, не имеют льготной телефонизации 77 тыс. льготников по краю.

Зависит ли объем работы Вашего аппарата от юридической грамотности населения?

Зависит напрямую. Сегодня молодежь понимает, что нужно бороться за свои права, добиваться их реализации в правовом поле, поэтому ко мне редко приходят молодые, в основном посетители – люди из слабозащищенных слоев населения, пожилые, и те, кто плохо просвещен в правовом плане. Нередко приходится доказывать, что человек в юридическом плане не прав, хотя в общечеловеческом смысле можно признать его правоту. Например, суд вынес решение, оно подтвердилось краевым судом, а затем и верховным, а человек по-прежнему стоит на своем.

Многие жалобы не подтверждаются, то есть по жизни они имеют право на существование, а по закону ничего не нарушено. В этом случае я даю разъяснение. Бывает, для решения вопроса не хватает моих полномочий, это ведение прокуратуры, суда, какого-либо другого ведомства. В этом случае мы также даем разъяснения. Очень много даем консультаций по телефону. К тому же, есть группа адвокатов, которые по договоренности с нами оказывают помощь в составлении жалоб и других документов по щадящим расценкам.

Сразу скажу, что на юридическое просвещение населения денег не дают. Мы заключили договор с краевым обществом «Знание», издаем и рассылаем кое-какие материалы, брошюры для населения. Удалось провести большую научно-практическую конференцию по правам человека, материалы также издали и разослали. Мы с уполномоченным по правам ребенка стараемся много выступать в средствах массовой информации с разъяснениями и комментариями, выступили в прошлом году около 140 раз. Стараемся принимать участие в конкурсах, семинарах по правам человека, встречаться со студентами, поддерживаем отношения с общественными организациями.

В чем конкретно состоят Ваши полномочия?

Если права явно нарушены, уполномоченный может многое. В таких случаях я пишу либо заключение, либо обращение к должностному лицу, которое должно устранить указанные недостатки. Для этого у меня должны быть абсолютно четкие обоснования, чтобы требовать восстановления нарушенного права на законной основе. Однако если дело прошло стадию суда, то тут мои полномочия крайне ограничены, я не могу рассматривать уголовное дело, знакомиться с ним. Кстати, обжалований судебных решений, гражданских или уголовных, очень много. В этом случае я могу послать заключе-ние в прокуратуру края с просьбой рассмотреть дело в надзорном порядке.

Что касается бытовых, жилищных, социальных вопросов можно сказать, что КПД бывает высоким, мои обращения чаще всего выполняются.

Сколько человек в среднем Вы принимаете за день?

Я ограничиваю прием, поскольку иначе не останется времени работать по жалобам и обращениям. В понедельник и среду с 10.00 до 13.00 у ме-ня приемные дни.

Письменных жалоб за неделю поступает в среднем 70-80 штук. Мое кредо – каждую жалобу прочитываю, расписываю, лично подписываю ответ, это позволяет мне быть в курсе дела и не допускать больших ошибок. Необходимо знать, кому как ответить – если ответишь сухо, то можешь обидеть человека. Многие обижаются на одно – что с ними не хотят разговаривать, не хотят выслушать и войти в положение, и это вызывает большое напряжение. Чтобы его снять, я стараюсь ответить по возможности мягко, хотя не всегда могу помочь человеку. Если бы мог помочь, наверное, писал бы сухо (смеется).

Например, ко мне обращается большая категория граждан, которые уже несколько лет ходят по различным инстанциям. Они прошли все, у них есть отовсюду ответы, но они их не удовлетворяют. И когда изучаю материалы, вижу, что ответы правильные, но как ему ответить, чтобы не повториться? Приходится искать правовую основу и смягчать выражения. Иногда я откровенно говорю, что не ходите, не тратьте время и здоровье, поскольку ваше дело не выигрышное.

С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться?

За прошлый год у меня количество жалоб увеличилось на 27%. Львиная доля приходит из мест лишения свободы. Здесь тоже есть свои кате-гории: жалуются на медицинское обслуживание, на трудовое использование, на отказ по освобождению условно-досрочно, на перевод в другую колонию, незаконное применение мер наказания, например, штрафного изолятора.

Каждый год выдвигает свои вопросы. Последние два года были связаны с получением гражданства и новых российских паспортов, проблема актуальна до сих пор. Решая эти вопросы, приходится обращаться и в по-сольства, в Министерство иностранных дел, в другие органы. Я уже знаю своих коллег в Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане, Украине, Молдове.

Тяжелейшая проблема – несвоевременные выплаты заработной платы. Необходимо отметить, что существуют два варианта. На действую-щих предприятиях к началу 2005 года удалось свести задолженность к 245 миллионам рублей, а в 2004 году было около 600 миллионов. Что касается предприятий, которые завершили конкурсное производство, то есть банкро-тов, вопрос тяжелейший, и я, как уполномоченный, серьезной перспективы здесь не вижу. Предприятия уже из реестра вычеркнуты, а закон о банкротстве сделан таким образом, что выплата заработной платы отнесена ко второй очереди, причем второй условно, потому как кроме первой очереди есть еще и внеочередные выплаты, которые все забирают. Первая – это расчеты с кре-диторами, вторая – заработная плата, пособия, компенсации. Внеочередные выплаты – это текущая деятельность, оплата за конкурсное производство, материальное вознаграждение конкурсному управляющему. Наш сибирский регион вышел с предложением о внесении изменений в закон о банкротстве, где предлагалось выплату задолженности работникам перенести в первую очередь, внеочередные сократить, оплату конкурсному управляющему отнести к 4-5 очереди. Прошло два года с тех пор, как предложение ушло в Госдуму и там кануло.

Обычно люди идут к вам со своими проблемами, а какие проблемы у вас?

Мешает в первую очередь несовершенство и неустойчивость законодательства. Например, французы веками работают по наполеоновскому Уложению, а у нас слишком часто законодательство меняется, уже поговари-вают о новой Конституции.

Во-вторых, большая загруженность. Только в нашей стране практикуются амнистии, смягчения и тому подобное. Почти год различные органы загружены пересмотром ранее вынесенных приговоров благодаря тому, что 8 декабря 2003 года был принят закон, смягчающий ряд моментов в уголовном праве. К тому же грядет амнистия к 60-летию Победы. То есть мы в России без работы не останемся.

Мне очень помогает в работе с первого дня и до сего времени За-конодательное Собрание, с большим вниманием относящееся к институту уполномоченного и ко всему, что касается прав и нужд человека. Хорошо, что за последние два года губернатор и Заксобрание притерлись друг к другу, это значительно облегчает работу уполномоченного.

Хочу отметить, что при большом объеме работы у меня в аппарате 14 человек, включая машинистку и техничку. Надежда одна – если благополучно пройдет референдум, просить расширение штатов.

Вы не опасаетесь, что после объединения работы прибавится?

Несомненно, прибавится. Правда, мне и сейчас пишут из Таймыра и Эвенкии, хотя на Таймыре есть свой уполномоченный. Те, кто пишет, не видит особой разницы между нашими субъектами, по-прежнему воспринимая их как единое целое. Мне кажется, Эвенкия менее болезненно переживает процесс объединения, с таймырцами сложнее, там очень развита самостийность. У нас и с Хакасией всегда были тесные экономические отношения, думаю, это второй этап. Можно сказать, что страна взяла курс на объединение.

Расскажите немного о себе, о том, чем занимаетесь в свободное время.

У меня нормальная семья, жена – труженица, на ней держится весь дом, двое сыновей. Есть внук и внучка, в них вся моя жизнь и радость. Особенно интересно наблюдать, как изменяется и растет внучка-третьеклассница, ведь до нее у меня в семье рождались одни мужчины. Вообще у меня восемь братьев и сестер, мы аборигены, родились и выросли в саянской тайге. Сейчас клан насчитывает более 60 человек, но самое главное, что в этом большом роду нет ни одного пьяницы, наркомана, осужденного. Я считаю, что это идет от родителей, которые дали нам самое главное – любовь к труду.

Что касается свободного времени, то люблю читать исторические романы. Валентина Пикуля, особенно его роман о Распутине, так напоминающий наше время, Алексея Толстого. Могу помногу раз перечитывать классику юмора – «Похождения бравого солдата Швейка», «12 стульев». Не люблю литературу, слишком глубоко погружающую читателя в человече-скую душу, как, например, «Идиот». Очень высоко ценю новосибирского пи-сателя Анатолия Иванова, его «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов» – у него очень живые герои. Меня интересуют спорные личности, я много читаю о Сталине, Наполеоне, Черчилле, до Гитлера, правда, не дошел. Они не просто прожили отведенное им время, за ними стоит эпоха.

Беседовала Надежда Новикова

Рекомендуем почитать