Главная
>
Статьи
>
Анатолий Цыкалов: «Нужно думать о том, что останется после нас»

Анатолий Цыкалов: «Нужно думать о том, что останется после нас»

27.03.2006
0

Заместитель руководителя департамента природных ресурсов и лесного комплекса администрации Красноярского края



Анатолий Цыкалов

В этом году 2 апреля исполняется 40 лет с момента утверждения Указом Президиума Верховного Совета СССР Дня геолога. Праздник был утвержден в ознаменование заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны. Накануне юбилея мы беседуем с заместителем руководителя департамента природных ресурсов и лесного комплекса администрации Красноярского края Анатолием Цыкаловым о ситуации в этой области. Почему профессия геолога утеряла былую популярность и как она восстанавливается сейчас, чем заняты геологи постсоветского времени?

Анатолий Григорьевич, почему, на ваш взгляд, сейчас профессия геолога не пользуется такой популярностью, как раньше?

Кадровая проблема существовала и существует. Ситуация с притоком и закреплением молодых специалистов была сложной и в советское время. Другое дело, что в тот период молодому специалисту надо было три года отработать после окончания вуза. И волей или неволей нужно было работать в экспедиции в северном отдаленном поселке. Но и государство со своей стороны принимало на себя ряд обязательств: предоставление работы с определенной зарплатой, гарантировало предоставление жилья.

А что сейчас происходит в геологии?

Если говорить о геологии, то в советские времена в народном хозяйстве страны была плановая экономика, и властями понималось, что в первую очередь надо провести поиск полезных ископаемых, разведку, и лишь затем уже заходить с добычей. Раньше в больших объемах занимались изучением полезных ископаемых, развитием инфраструктуры, строительством трубопроводов, автомобильных и железных дорог и тому подобным. И это все регулировалось государством. Был план освоения территорий, вкладывались деньги в науку, поиск и разведку, обустройство территории. Когда пришли частники, то в первую очередь они занялись добычей уже разведанных месторождений. Естественно, это не могло продолжаться бесконечно.

Почему?

Для того чтобы предприятие существовало, нужны колоссальные инвестиции. При этом надо понимать, что, например, через двадцать-тридцать лет запасы полезных ископаемых на месторождении закончатся. Поэтому такая стратегия стала меняться. Параллельно с добычей уже разведанных в советский период природных ресурсов стали вкладывать деньги в перспективу, в поиск других запасов, постановке на баланс и переход на добычу с этих новых площадей.

Конечно, это затратный механизм. Но разве лучше, чтобы кто-то тратил деньги на разведку, а кто-то приходил и снимал сливки? Поэтому здесь очень важна роль государственного регулирования. Те обсуждения, которые идут с руководителями крупных предприятий-недропользователей затрагивают вопросы разведки и исследований, потому что государство, выдавая лицензии, контролирует этот процесс и необходимо знать, что происходит на данной территории. То же самое и с другими видами богатств, те же лесные ресурсы. Государство должно заниматься лесоустройством, то есть понимать, какие изменения происходят в лесном фонде РФ, какие там запасы, и исходя из этого, определять, сколько древесины можно заготавливать. А непосредственно предприятие, имея в аренде этот участок лесного фонда проводит лесозаготовку, лесовосстановление, мероприятия по охране от пожаров в соответствии с разработанными уже за свой счет проектами.

Какие значимые проекты реализуются сейчас на нашей территории?

На территории края успешно реализуется Ванкорский проект. В отношении этого месторождения с полной уверенностью можно сказать, что мероприятия, запланированные положениями соглашения о сотрудничестве между Советом администрации края и компанией «Роснефть», выполняются. Более того, по некоторым позициям идет опережение. Я вот приведу вам конкрентые цифры. В 2005 году объем инвестиций составил 3,766 млрд. рублей, поступление налогов во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды составило 61,4 млн. рублей. В 2006 году будут продолжены работы по разведке Северо-Ванкорского поднятия, начнутся работы по обустройству месторождения и производственному строительству. Общая сметная стоимость работ строительства объектов устройства составит 48 млрд. рублей, в том числе на 2006 год 27,287 млрд. рублей, из них на строительные работы 8,6 млрд. рублей. Запланировано строительство поселка на 1220 рабочих мест для строителей и буровиков.

Реализация Ванкорского инвестиционного проекта обеспечит дополнительные многочисленные рабочие места, стабильное поступление значительных доходов в краевой бюджет и вообще начнется новая жизнь на удаленной северной территории. Также подготовлена программа освоения месторождений углеводородного сырья в зоне Нижнего Приангарья.

На территории края наиболее активные геолого-разведочные работы по освоению месторождений полезных ископаемых ведут ЗАО ЗДК «Полюс», ОАО «НК «Роснефть» (ЗАО «Ванкорнефть»), ОАО «Газпром» (ОАО «Красноярскгазпром»), ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз», которые являются генеральными подрядчиками для других геологоразведочных и буровых предприятий.

Мы затронули вопрос госрегулирования. Какие важнейшие документы были разработаны администрацией Красноярского края в области недропользования?

Во-первых, подготовлена «Стратегия создания нефтегазового комплекса для укрепления социально-экономического развития Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов», разработанная в соответствии с правительственным распоряжением «О проектировании и строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и распоряжением губернатора Красноярского края «О создании рабочей группы по разработке стратегии формирования нефтегазового комплекса».

Основная цель этой стратегии – объединить и синхронизировать усилия федеральных и региональных структур власти и бизнеса для обеспечения баланса интересов РФ, каждого из трех субъектов РФ, недропользователей и интересов для достижения оптимальных с точки зрения государства, общества и бизнеса результатов на территории Красноярского края.

Укрупненные оценки показывают, что при развитии нефтегазового комплекса объединенного края для его жителей будет создано около 18 тысяч новых рабочих мест с заработной платой порядка 25-30 тысяч рублей. Учитывая это, а также мультипликативные эффекты в других отраслях, среднедушевые денежные доходы населения объединенного края возрастут при прочих равных условиях к 2015 году до семи тысяч рублей. Развитие нефтегазодобывающего комплекса позволит увеличить по сравнению с 2004 годом бюджет объединенного Красноярского края на 75-85%.

Во-вторых, утверждена краевая целевая программа «Развитие и использование минерально-сырьевой базы в Красноярском крае в 2006-2008 годах». Объем финансирования по программе 115,05 млн. рублей. Ее основной целью является устойчивое сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых, удовлетворяющее текущий и прогнозируемый спрос промышленности.

Главные задачи этой программы – формирование фонда участков недр, содержащих месторождения таких ископаемых, в том числе подземные воды первого водонасосного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения, и участков недр для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов – 95 участков недр; подготовка запасов и прогнозных ресурсов ОПИ в районах первоочередного промышленного освоения – не менее 38 миллионов кубометров; научно-методическое и информационное обеспечение программных мероприятий.

Ожидаемые результаты – расширение сырьевой базы ОПИ в объеме не менее 38 миллионов кубометров, подготовка для лицензирования не менее 75 участков недр по твердым полезным ископаемым и 15 – по подземным водам.

Анатолий Григорьевич, учитывая то, что вы эксперт в сфере лесного хозяйства, спрошу, каков Ваш прогноз по пожароопасной ситуации в этом сезоне?

Судя по многолетней цикличности высокой горимости лесов Красноярского края, а она составляет порядка 6-7 лет, и исходя из прогноза гидрометеослужбы, в этом году следует ожидать высокую пожарную опасность лесов по условиям погоды.

А правда ли, что при возникновении лесных пожаров существуют такие леса, тушение которых не ведется вообще?

Да. Бывает, что затраты на тушение превышают ущерб от гибели леса при пожаре. Это касается прежде всего труднодоступных отдаленных северных территорий. А вообще, есть целая система противопожарного устройства территорий. Вдоль населенных пунктов, вдоль рек и дорог выделяется зона наземной охраны лесов от пожаров, где лесники ведут охрану. Основные территории с лесозаготовкой находятся в центральной группе районов края, на юге, по Ангаре. Заготовка древесины идет интенсивно там, где есть возможность ее вывоза по дорогам, либо сплавом. Получается, что лучше охраняется та территория, которая более интенсивно вовлечена в лесозаготовку, либо на ней большая плотность населения и леса играют важную рекреационную роль.

На тех территориях, где разработки не ведутся и не планируются на ближайшие десятилетия, там осуществляется космический мониторинг, при котором фиксируется возникновение пожаров. В данные об учете лесного фонда вносится определенные коррективы: сколько приросло, сколько сгорело, сколько было заготовлено. Здесь мы не должны допускать уменьшения.

Изменения постоянно должны быть в плюсе?

По идее, да. Мы же не те люди, что «после нас хоть потоп». Мы хотим, чтобы и для молодого поколения что-то сохранилось. Такое понятие как устойчивое рациональное неистощительное природопользование должно быть везде. Мы везде должны хозяйствовать так, чтобы на будущее что-то осталось. Если мы что-то извлекли, то взамен надо положить. Есть такие страны, которые живут одним днем. Иногда, к сожалению, и мы к этому идем. Например, во время военных действий никто не думал о том, где брать леса, чтобы отапливать промышленные объекты, строить что-то. Можно было пойти и вырубить ближайший лес.

Но сейчас не война, и поэтому мы должны думать о том, что останется после нас. Из этих же соображений была подготовлена и издана Красная книга Красноярского края, в которую вошли все виды растений, которые могут исчезнуть. То же самое с другими природными ресурсами. Например, в США стараются не заниматься добычей своих природных ресурсов. Они их не трогают, оставляя для будущих поколений. Но покупать ресурсы других стран могут только богатые страны. Мы же, продавая свои ресурсы должны думать, на что рационально расходовать деньги. Необходимо вкладывать в науку, строительство высокотехнологичных заводов.

У нас так делается?

Да. Сейчас да. Президентом утверждены национальные проекты, государство активно вмешивается в вопросы недропользования и отслеживает ситуацию. Сейчас стали вкладывать в здравоохранение, образование…

Одним из таких проектов является строительство института нефти и газа на базе Национального университета?

Не совсем так. Работа по созданию концепции института нефти и газа начата в департаменте природных ресурсов и лесного комплекса администрации края раньше. При этом исходили из задач по реализации стратегии создания нефтегазового комплекса для ускорения социально-экономического развития Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Для того чтобы запланированные объекты были построены и функционировали необходимо иметь не только сырье и инвестиции, но и хорошо подготовленные кадры. А кадры надо где-то брать. Исходя из планов развития региона, надо и создавать профильные институты.

Чья образовательная, научно-практическая база и опыт подготовки специалистов будет использоваться при создании института нефти и газа?

Организация в Красноярске вуза с задачами подготовки специалистов – нефтяников, ориентированных на Красноярский край, Восточную Сибирь и Дальний Восток и Азиатско-тихоакеанский регион, по своей масштабности не под силу ни одному красноярскому университету. Поэтому новый вуз обязан и должен стать одним из первых подразделений Национального Университета и сосредоточить под своей эгидой научно-практическую деятельность и подготовку специалистов всего спектра недропользования. Основой института нефти и газа в крае может и готов стать государственный университет цветных металлов и золота, являющийся по своей сути именно горным институтом и имеющий полувековой опыт подготовки горных инженеров. В 2005 году в нем была открыта кафедра геологии нефти и газа. Эта образовательная база и будет использована.

В создание нового вуза будут вложены государственные и частные инвестиции?

Да. Накануне я проводил рабочую группу с представителями крупнейших нефтегазовых компаний, работающих на территории Красноярского края, которые заинтересованы в таких кадрах, заинтересованы вкладывать деньги в подготовку будущих специалистов.

И они будут вкладывать?

Этот вопрос рассматривается. На заседании проходило согласование того, как и что именно они будут финансировать. Например, строительство корпуса института возможно возьмет на себя государство, а оснащение лабораторным оборудованием будут обеспечивать заинтересованные в специалистах предприятия.

То есть можно сказать, что в сфере недропользования в крае все будет налаживаться в ближайшие лет пять?

Сколько лет понадобится, точно не могу сказать. Но то, что уже налаживается - это безусловно. Все к этому идет. Планируется, что к 2010 году количество выпускников нефтяных специальностей составит 40 человек, в 2011 году – 110, а в 2015 году – 130 человек. Дата открытия института зависит от многих факторов, в первую очередь от финансирования. В настоящее время рабочая группа рассматривает концепцию создания вуза и данные по необходимости подготовки специалистов.

В конце нашей встречи хочу вернуться к теме юбилея Дня геолога. Анатолий Григорьевич, как геологи отмечают праздник?

Традиционно геологи выезжают на природу, собираются с друзьями за праздничным столом. Первый тост поднимают традиционно за тех, кто «в поле». Третий – за любовь! Какой геолог без любви?! И задушевно поют песни под гитару.

Что ж, желаю Вам удачных выходных!

Беседовала Ольга Мартынова

Рекомендуем почитать