Главная
>
Статьи
>
Виктор Шевченко: "У врача проблем две: нищенское положение здравоохранения и безобразное отношение людей к своему здоровью"

Виктор Шевченко: "У врача проблем две: нищенское положение здравоохранения и безобразное отношение людей к своему здоровью"

12.08.2003
1
Виктор Васильевич Шевченко, начальник главного управления здравоохранения  администрации  Красноярска. Виктор Васильевич Шевченко, начальник главного управления здравоохранения администрации Красноярска.

Родился 18 сентября 1965 г. в Ужгороде (УССР) в семье служащих. В 1988 г. окончил Красноярский государственный медицинский институт, затем проходил интернатуру на базе городской больницы № 20. В 1989-91 гг. работал врачом-терапевтом в медицинской санитарной части № 46 Третьего Главного управления Министерства здравоохранения. По направлению ведомства в течение двух лет проходил клиническую ординатуру в городской больнице № 20. В 1993-96 гг. - работал в должности заместителя начальника МСЧ № 46.

В декабре 1996 г. по приглашению губернатора Красноярского края Валерия Зубова занял должность первого заместителя директора Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования (ККФОМС). В июле 1997 г. главой Красноярска Петром Пимашковым Виктор Шевченко был назначен начальником главного управления здравоохранения администрации Красноярска. В 1998 г. - в Москве успешно защитил кандидатскую, а в 2002 г. - докторскую диссертацию. В 2002 г. получил звание профессора по кафедре медицинского страхования, менеджмента и маркетинга КГМА. В этом же году окончил Красноярский государственный университет (специальность "юрист"). В 2003 г. окончил МГИМО (квалификация "Менеджер").

В рамках межправительственного Российско-Американского соглашения "Черномырдин-Горр" Шевченко прошел обучение в Академии Народного Хозяйства при Правительстве России, стажировался в США, где получил диплом менеджера здравоохранения высшей категории.

Женат, есть сын. Увлечения: рыбалка, книги, музыка.

Виктор Васильевич, в Красноярске на сегодняшний день насчитывается 53 муниципальных учреждения здравоохранения и 299 частных клиник и кабинетов. Каков в них процент квалифицированных врачей?

- "Квалификация" - достаточно широкое понятие. Окончив институт, врач проходит годичную интернатуру, после чего получает квалификацию специалиста, а по желанию - двухгодичную ординатуру. Дальнейшее повышение уровня образования по системе Министерства Здравоохранения РФ предусматривает обучение специалистов один раз в пять лет на курсах повышения квалификации. Сегодня в Красноярске квалификационные показатели, т.е. наличие квалификационных категорий и сертификатов специалиста, значительно превышают показатели по Москве и Санкт-Петербургу. Во многом это происходит благодаря тому, что у нас есть Государственная Красноярская медицинская академия, с которой мы имеем устойчивые, многолетние связи.

То есть, после получения диплома молодые медики могут получить дополнительную квалификацию?

- Да, есть факультет усовершенствования врачей. Он проводит необходимую работу по обучению и повышению квалификации специалистов. В прошлом, например, у нас была серьёзная проблема - в Красноярске не существовало последипломного обучения врачей по такой распространенной специальности, как "врач скорой помощи". Нам нужно было отправлять специалистов в Новокузнецк, Москву, в Санкт-Петербург. Дефицит бюджета не позволял нам этого делать, медики же не могли повысить свою квалификацию - соответственно, пройти аттестацию, от которой зависит размер их зарплаты и т.д. Совместным проектом администрации города и руководства Красноярской государственной медицинской академии был создан специальный цикл подготовки специалистов "скорой помощи", благодаря чему за три года все сотрудники прошли специализацию и получили квалификационную категорию.

Как Вы относитесь к рассматриваемому в настоящее время законопроекту Министерства здравоохранения РФ о снижении количества социальных показаний для абортов? Проще говоря, что рожать смогут и бомжи?

- Я не знаком с проектом этого документа, тем не менее, хорошо знаю людей в Министерстве Здравоохранения, занимающихся вопросами охраны материнства и детства. Могу сказать, что это серьёзнейшие люди, которые в состоянии оценить ситуацию и принять решение, которое "не навредит". Что касается абортов вообще, и, в частности, медицинских и социальных показаний к ним, могу сказать следующее: считаю, что это, безусловно, право человека, и это право должно быть соблюдено, учтено и отражено в необходимых документах. Самой же главной проблемой в решении этого вопроса считаю вопрос доступности этого вида помощи для населения. Сегодня законом гарантирована бесплатная медицинская помощь по данному виду услуг, но проблема, тем не менее, существует, и я надеюсь, что этот вид помощи не будет пересмотрен в программе государственных гарантий.

Вместе с тем, как я понимаю, в Министерстве здравоохранения этим законопроектом хотят улучшить демографическую обстановку в стране...

- Мне трудно сказать, повторюсь, я не видел законопроекта, тем более, что в нашей стране и, в частности, в Красноярске сейчас наблюдается подъем рождаемости. Думаю, нужно заниматься экономикой, поднимать отечественное производство, возрождать сельское хозяйство, и тогда данная проблема предстанет в совершенно ином свете.

По официальной статистике, с 1997 по 2000 годы количество подделок лекарственных средств в России выросло в 10 раз. На сегодняшний день их количество составляет 12%, (а по некоторым данным - 90%). Насколько актуальна эта проблема в Красноярске, и как она решается?

- Эта проблема актуальна для Красноярска, как и для всей страны. В настоящее время на территории России фальсифицированные препараты изготавливаются фактически промышленным способом. По неофициальным утверждениям солидных бизнесменов, сегодня в Москве существуют огромные склады, заполненные фальсификатами. Если государство допускает такие вещи, то они и будут происходить; как только оно выставит заслон, остальное уже будет отработано. Непосредственно вопросами лекарственного рынка у нас в городе занимается комитет по управлению фармацевтической деятельности администрации Красноярского края.

Виктор Васильевич, каково сейчас положение в Красноярском краевом онкологическом центре?

- На сегодняшний день это краевое государственное учреждение здравоохранения. Поскольку у нас высокие показатели онкологической заболеваемости, мы проводим большую работу по повышению эффективности взаимодействия онкологов и территориальных поликлиник. Проблема представляется так: если после прихода человека в поликлинику участковый врач и узкие специалисты заподозрили у него онкологическое заболевание, необходимо, чтобы он дальше пошел к онкологу и получил соответствующую консультацию. Есть такое понятие "онконастороженность". У врачей она заключается в наличии квалификации и добросовестного отношения к своей работе, а у пациентов - в уровне общей грамотности и бережного отношения к своему здоровью. Именно на поддержание высокого уровня "онконастороженности" направлена наша работа среди врачей и населения.

В настоящее время онкологи серьёзно помогают в обучении персонала, проведении семинаров и лекций. В этом году мы впервые нашли эффективную систему точек соприкосновения, за которой следует серьёзная работа по улучшению работы врачей поликлиник. Мы разработали план совместных действий, в том числе - обучение кадров, и я думаю, что нам удастся поправить ситуацию, хотя в целом онкозаболеваемость, на мой взгляд - проблема не только медицины, но и образа жизни, и экологии.

Насколько я знаю, в онкологическом центре для того чтобы не попасть в бесконечную очередь и вовремя сделать бесплатную операцию, необходимо дать взятку. Как Вы можете прокомментировать эту ситуацию?

Онкологическая помощь включена в программу государственных гарантий и финансируется за счёт средств бюджета и фонда обязательного медицинского страхования. Она должна быть бесплатной. Взимание платы за этот вид помощи противозаконно. По каждому обращению граждан, связанному с незаконным взиманием платы за оказание медицинской помощи, проводится серьезное служебное расследование. К виновным в нарушении законодательства принимаются самые строгие меры воздействия.

Может быть, это связано с бюрократическими препонами?

- Никаких бюрократических препон, я каждый месяц веду приём по личным вопросам, и ко мне постоянно приходит корреспонденция. Из всех жалоб, которые поступают, меньше всего жалоб - за взимание незаконной платы. Поймите правильно - мы не можем на основании огульных обвинений принимать меры воздействия, проводить расследования. Поэтому здесь ситуация такова: система здравоохранения, как и всё государство, сегодня живёт в рыночных условиях, и для того чтобы не стать жертвой обмана, человек должен обладать минимумом нормативно-правовых знаний. Тем не менее, сегодня у нас люди даже не понимают, что такое полис обязательного медицинского страхования, и что он даёт. Когда начинаешь объяснять, что компания, выдавшая вам полис, защищает ваши права, люди смотрят на тебя, как будто впервые видят. Пока этот ликбез населения в целом не пройдёт, проблема эта, с одной стороны - на уровне слухов, с другой - на уровне незаконных поборов - будет существовать. К сожалению, у множества людей, приходящих в медицинское учреждение, до сих пор осталось советское восприятие - все бесплатно, никаких цифр. Не бывает так, что на дворе капитализм, а в медицинских учреждениях - социализм.

Мы строим правовое государство, и при этом необходимо понимать, что начинается оно со знания и уважения, хотя бы собственного права. Отношение в условиях рыночной экономики должно быть таким - зашёл в магазин, зашёл в больницу - должен знать свои права. Ежегодно выходит постановление губернатора края, которое утверждает Программу государственных гарантий в здравоохранении. С этим документом должен быть знаком каждый гражданин, и многие неприятности тогда просто не возникнут.

Есть ли в Красноярске система проверки каждого случая смерти матери и новорожденного ребенка? Если да, то кем она контролируется?

- Да, у нас такая система есть. Каждый случай смерти матери или новорожденного ребенка - ЧП городского масштаба. Держу на личном контроле каждый подобный случай, и если есть недостатки в работе врачей - принимаются самые жесткие меры: дисквалификация, увольнение, передача материалов в правоохранительные органы. Результат подобного подхода не замедлил сказаться. За пять лет нам удалось снизить материнскую смертность в девять раз, почти в два раза снижена младенческая смертность. Справедливости ради нужно отметить, что административный метод -  далеко не единственный в решении проблем материнской и младенческой смертности. Глава города считает охрану материнства и детства важнейшим направлением здравоохранения. По его поручению администрация Красноярска разработала и реализовала комплексную программу мероприятий, включающую реорганизацию медицинских учреждений, улучшение материально-технической базы службы детства и родовспоможения, создание новых диагностических центров и специализированных служб. Все это в комплексе и дало желаемый результат.

Из 100 случаев гибели матери или ребенка, в скольких случаях виноваты врачи?

- Считаю, что вопрос поставлен несколько предвзято. И поясню почему. Если беременная женщина впервые посетила врача накануне родов, и в этот момент выясняется, что у нее сифилис и ВИЧ инфекция - кто виноват в том, что ее ребенок может умереть? Поэтому ответ на вопрос  перевожу в другую плоскость. Есть три причины, из-за которых умирают новорожденные дети: отдельное состояние перинатального периода (или просто заболевания матери), врожденные пороки развития плода, а также травмы и отравления матери. На последнюю причину должна повлиять непосредственно сама семья. Для борьбы с пороками развития в Красноярске при поддержке известных российских ученых созданы уникальные диагностические центры, аналогов которым нет в нашей стране; медицинская помощь в них каждой беременной женщине оказывается бесплатно. Для борьбы с первой причиной нами создана высокотехнологичная служба реанимации новорожденных детей, а также разработан и утвержден особый порядок предоставления женщинам всех видов медицинской помощи. Собственно все это и является реализацией той программы, о которой говорилось выше. А результаты говорят сами за себя.

Как Вы относитесь к критике?

- Я профессионал, поэтому критику всегда воспринимал и воспринимаю нормально. Оппонировать противникам - нет проблем.

Еще в 2000 г. под Вашим руководством была впервые разработана концепция и план развития отрасли на период до 2010 гг. Назовите основные положения концепции и конкретные результаты к настоящему моменту.

- В 2000 г. мы действительно подготовили такую концепцию и защитили ее в Москве, в Академии народного хозяйства. Данная система предусматривала несколько принципиальных вещей: структурно-функциональную перестройку городского здравоохранения, оптимизацию финансово-экономической модели (сценарная экономика), серьезную кадровую политику, разработку и реализацию целевых программ и многое другое.

Сама концепция была задумана еще в 1997 г. Сейчас мы по ней и развиваемся. Вместе с тем, стоит отметить, что за запланированными темпами мы не успеваем, потому что каждый год нас "радуют" дефицитным бюджетом. О результатах могу сказать следующее: создана мощная высокоинтеллектуальная управленческая команда, которая сегодня в состоянии решать задачи любой категории сложности, к управлению медицинскими учреждениями пришли молодые талантливые менеджеры, для которых личный успех ассоциируется с процветанием вверенного им учреждения. За последние пять лет в городском здравоохранении новых объектов введено столько же, сколько за предшествующие пятнадцать лет, создано пять уникальных диагностических центров, которые дали возможность принципиально по-новому посмотреть на расходы здравоохранения. Созданы и эффективно действуют несколько структур, не имеющих аналогов в России.

С какими проблемами Вы сталкивались, работая, как врач? Есть ли сожаления по поводу того, что бросили практическую врачебную деятельность?

- Проблем две: нищенское положение здравоохранения и безобразное отношение людей к своему здоровью. Сожаления по поводу того, что оставил практическую лечебную деятельность, есть. Думаю, что достаточно долго проработал врачом, чтобы эти воспоминания исчезли из моей жизни, тем более, что у меня постоянно консультируются друзья и знакомые. Что касается врачебной деятельности вообще, то я до сих пор занимаюсь преподавательской деятельностью в Медицинской Академии. Наша кафедра готовит организаторов здравоохранения, менеджеров, поэтому к врачам-организаторам я имею самое непосредственное отношение.

Насколько помогает практический опыт в Вашей нынешней деятельности?

- Безусловно, он помогает в плане руководства. Сейчас много говорят о том, кто должен руководить учреждением - врач или не врач, но считаю, что, безусловно, в нашей стране руководителем должен быть врач. Знание основных канонов медицины помогает в сложных условиях сегодняшнего дня принимать адекватные управленческие решения.

Виктор Васильевич, как обыватель, в какой из больниц Вы предпочитаете получать помощь: муниципальной или коммерческой?

- Я всегда получал медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Беседовала Наталья Патюкова.

Рекомендуем почитать