Главная
>
Статьи
>
Павел Ростовцев: «Моя судьба была предопределена»

Павел Ростовцев: «Моя судьба была предопределена»

13.11.2006
0

Призер Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта по биатлону


Павел Ростовцев

Павел Ростовцев за день до вылета на очередные сборы в Ханты-Мансийск дал эксклюзивное интервью порталу «Лаборатория новостей». Когда я договаривался о встрече с Павлом Ростовцевым, он попросил: «Только не на 2 часа. Сына на тренировку веду. В первый раз». А потом, видимо, не найдя в тот день другого времени, все же назначил интервью именно на этот час. Итак, место встречи – красноярский стадион «Рассвет». Пока сын Саша занимался на льду, мы говорили.

Олимпийского чемпиона растите?

Хотелось бы. А задача минимум, чтобы дети хотя бы просто занимались спортом. Через него формируется характер, закладывается много хороших черт. Насильно же в большой спорт, помимо желания, затаскивать не буду. Пожелают – помогу.

Вот с Сашей недавно у нас такой разговор был:
- Папа, а мы с тобой зимой будем на коньках кататься?
- Конечно!
- И с клюшками?
- А ты хочешь в хоккей играть?
- Хочу!
- Может, тебя в секцию записать?
- Да!

И вот он неделю по нескольку раз в день меня спрашивал: «Пап, ты меня записал в хоккей?». Ну, вот пришли в первый раз.

А вас затаскивали?

Нет, не затаскивали. Мне нравилось кататься на лыжах, гулять по лесу на них. И, может, потому, что отец был тренером по лыжным гонкам, моя судьба была предопределена.

Но вы ведь стали не просто лыжником, а биатлонистом…

Сначала-то стал заниматься лыжными гонками, а когда немножко повзрослел, в классе восьмом, отец предложил перейти в биатлон, потому что, на его взгляд, это более интересный, более динамичный вид спорта. А меня, пацана, конечно, в биатлоне тогда привлекало оружие, возможность стрелять из него.

Вы не раз говорили, что ваш самый главный наставник – отец. Какой-то его урок или совет запомнили?

В том, кем я стал, безусловно, большая заслуга Александра Николаевича Ростовцева. Мне больше всего запомнилось такое его высказывание: «Если занимаешься делом, которое достойно того, чтобы им заниматься, то его надо делать хорошо».

Видно, действительно хорошо усвоили отцовские уроки. Достижения в спорте, теперь вот новая высота... Станете новым руководителем крайспорткомитета?

Ну, если предложение поступит. Я не отрицаю, что был уже на нескольких встречах. Со мной велись переговоры. Может быть, увидели во мне потенциал, как руководителя, после того, как я стал директором «Академии биатлона». Думаю, в ближайшее время в краевой администрации сделают свой выбор. Не факт, что в мою пользу.

А если позовут на пост, это значит уход из большого спорта?

Если вдруг получится, что мне будет предложено занять должность руководителя крайспорта, то, конечно, совмещать это с активной спортивной деятельностью будет невозможно.

Ну, пока этого не случилось, буду разговаривать с Ростоцевым-спортсменом. Павел, а сейчас к оружию так же трепетно относитесь, как в детстве? И из чего, кстати, стреляете?

О, об оружии много могу говорить, ведь моя жизнь с ним тесно связана. Но ты ведь спрашиваешь о спортивной винтовке? Она мне не принадлежит. Все оружие числится в школе высшего спортивного мастерства.

На сегодняшний день в биатлоне используются несколько моделей винтовок, как российского, так и иностранного производства. Два главных игрока – завод ИЖмаш и немецкий завод "Анчес". И у тех, и у других, есть как сильные, так и слабые стороны. Я использую некий гибрид: самые сильные части нашей винтовки – ствольная коробка и ударно-спусковой механизм и в нее вмонтирована сильная часть немецкой винтовки – ствол. Модель официально называется "Байкал Б72".


Павел Ростовцев (http://www.biathlon-russia.ru/pasha/)

Это уникальная модификация или многие спортсмены такие используют?

Несколько лет назад Ижевский завод покупал немецкие трубки и ставил их в свои коробки. Самые лучшие образцы предоставлялись сборной. Но сейчас связи двух заводов нарушены и больше такое оружие не производится. Это почти эксклюзивная винтовка. Помимо нее, у меня в личном пользовании гладкоствольный "ИЖ27" и карабин «Тигр», с которым я иногда хожу на охоту, но крайне редко. Очень мало свободного времени, а когда оно появляется, пытаюсь активно отдыхать. Поохотиться, покататься на водных или горных лыжах, сходить на Столбы.

Любите охоту?

Ну, не столько охоту, сколько охотничью суету, азарт и отдых на природе. Пока никакую живность не убил, и вряд ли это случится.

А горы влекут?

Горы? Да, горы люблю. Был на Тянь-Шане, на Камчатке, на большом количестве вулканов. Сам никогда не висел на веревке над пропастью. В плане техники скалолаз я никакой, но сам дух мне понятен и близок. Я его разделяю. Этот азарт, адреналин, преодоление трудностей. Горы сами по себе обладают какой-то такой притягивающей энергетикой.

У каждого биатлониста свой секрет – куда прячут запасные патроны. Вот куда вы их прячете?

Если раньше было строго регламентировано, где должны располагаться патроны, то сейчас, кто во что горазд. В основном, в зависимости от особенностей изготовки, от того, кто как стреляет. Под свои размеры кисти рук каждый спортсмен ищет оптимальное положение запасных патронов, чтобы как можно быстрее достать их и заслать в обойму. Я, если эстафета, запасные патроны беру с коврика, если стреляю стоя – они у меня между щекой и прикладом.

Считаете ли Рафаэля Пуарэ своим принципиальным противником?

Да нет, принципиальным не считаю. Когда-то он более удачлив, когда-то я.

А кого тогда можете назвать самым сильным своим соперником?

Самым сильным? Ну, они все сильные. На вчерашний день лучше, чем остальные спортсмены, был готов Оле-Айнер Бьердален. Хотя на олимпиаде в Турине он не показал тех результатов, которых от него ждали. Но его тяжелее всех победить, правда, это не значит, что есть какой-то трепет или там страх вступить в борьбу с ним. Нет, наоборот.

Он ведь больше бегун, чем стрелок?

Ну, да, главное его качество – это именно скорость бега на лыжах, но в последнее время у него часто получалась безупречная точная стрельба, когда эти два компонента совпадают – победить его очень сложно.

Когда, по вашему мнению, мы все же сдвинем норвежцев с пьедестала?

Случалось, россияне были лидерами, немцы. Сейчас норвежцы подобрали молодых талантливых спортсменов, которые возмужали, показывают результаты. Пройдет несколько лет, и посмотрим, как наши ребята себя покажут, у нас очень хороший состав с большим потенциалом. У немцев есть несколько сильных молодых спортсменов, которые тоже могут вырасти в больших биатлонистов. Я думаю, борьба впереди и она не за горами.

Как вы оцениваете российскую систему подготовки биатлонистов?

Сама система подготовки биатлонистов требует переосмысления и корректировки. Спорт высших достижений и стабильные его результаты невозможны без крепкого фундамента. Им была советская система, которая базировалась на массовом спорте, детско-юношеских школах. Сейчас она разрушена. Но так не только у нас. Например, во Франции занимаются биатлоном 20 человек, на них сконцентрированы все усилия. Но никто не даст гарантии, что эта система выдаст результат, что эти 20 человек будут наделены такими талантами, что смогут завоевывать олимпийские медали. У нас в крае сейчас создана система подготовки биатлонистов. Я убежден, что именно она даст результаты, и продолжатся наши красноярские традиции в биатлоне.

В нашей сборной много красноярцев, но они все тренируются за пределами края. Что нужно, чтобы Красноярск стал столицей биатлона России?

Главная проблема – наша удаленность. Во-вторых, нет таких финансовых возможностей, как в Ханты-Мансийском автономном округе, где создан биатлонный центр, который соответствует всем стандартам и признан одним из лучших комплексов. У нас такого, может, и не надо делать. Но, с другой стороны, необходимо создать хорошую инфраструктуру для занятия не только биатлоном, но и родственными видами спорта, лыжным, например. Этим я сейчас занимаюсь.


Павел Ростовцев

Вы имеете в виду «Академию биатлона»? Как родилась идея ее создания?

По возвращении с олимпиады Александр Геннадьевич Хлопонин встретился со мной, Ольгой Пылевой и тренером Валерием Медведцевым. Он предложил нам взять инициативу в свои руки и дать ему предложение по созданию системы биатлонных школ в крае. Чтобы наши ребятишки могли иметь возможность заниматься лыжными гонками, биатлоном – сделать его одним из опорных видов спорта, потому что есть и климатические условия для этого и традиции. Но, к сожалению, от Ольги и Валерия Алексеевича никаких действий не последовало. Я взялся, и сейчас уже система выстроена в голове. Звеном этой школы является создание спортивного краевого государственного учреждения «Академии биатлона», которая будет централизовать всю подготовку биатлонистов в крае. В ней будут собраны лучшие спортсмены, которые уже прошли начальную подготовку в муниципальных учреждениях. В проекте бюджета на 2007 год уже заложена сумма на первичное содержание «Академии биатлона». Думаю, с первого января эта система уже начнет действовать.

Что вы думаете об отказе Ольги Пылевой участвовать в антидопинговой компании?

Это ее право. Думаю, если Ольга хотела вернуться в спорт и из этой ситуации выйти с какой-то долей достоинства и даже поднять свой авторитет, надо было заняться тем, что мы говорили. Идти в школы и рассказывать о том, что завоевание медалей возможно без применения запрещенных препаратов.

Какие отношения между спортсменами в сборной?

У каждого спортсмена свои убеждения, взгляды. Поэтому когда они начинают пересекаться, возникают моменты…. Я не называю это конфликтами, но уверять, что мы там все друзья, не стану. С одними ребятами более теплые отношения, с другими менее. Но в свете последних событий с руководством Союза биатлонистов России, могу сказать, что такого единства и такой сплоченности, не было за всю мою одиннадцатилетнюю историю пребывания в сборной страны.

Вы сами затронули этот скандал... Они хотят, чтобы вы, не заключая никаких договоров, работали в качестве рекламной площадки?

Да это не скандал. Мы пытаемся сказать Союзу биатлонистов: как вы можете использовать нас в своих рекламных целях, когда у нас нет никаких правовых отношений? С их стороны приводятся какие-то доводы, которые мы подвергаем сомнению, приводим свои аргументы, которые не хотят слушать.

А что делать с предстоящими соревнованиями?

Я думаю, в ближайшее время все нормализуется, трезвый разум возобладает над личными амбициями некоторых руководителей. Все же мы живем в правовом государстве и должны строить отношения, исходя из правовых норм. Тупиковая позиция, абсолютно непонятная и неадекватная. Никто не может понять президента СБР, я не могу его понять, мне их никто не может объяснить. Я всё же думаю, правда на нашей стороне.

 

Беседовал Олег Леонтьев

Рекомендуем почитать