Главная
>
Статьи
>
Михаил Котюков: «Работа над бюджетом никогда не прекращается»

Михаил Котюков: «Работа над бюджетом никогда не прекращается»

06.11.2007
0

Михаил Котюков

Сегодня в Красноярске проходят публичные слушания о проекте краевого бюджета на 2008 год. Главный финансовый документ был внесен администрацией в Законодательное собрание строго в соответствии с законом – 15 октября. О том, каким будет бюджет 2008 года, мы беседуем с руководителем департамента финансов администрации Красноярского края Михаилом Котюковым – самым молодым из нынешних заместителей губернатора края.

Традиционная практика

Михаил Михайлович, прежде чем говорить о бюджете – 2008, расскажите, пожалуйста, о недавно принятых корректировках бюджета текущего года.

На заседании сессии краевого парламента в двух чтениях был принят проект закона о внесении изменений в бюджет 2007 года. Это традиционная практика: по итогам 9 месяцев мы вносим необходимые изменения, уточняем изначально заложенные параметры. В бюджет 2007 года дополнительно поступило 12,5 миллиардов рублей. Из них 2,5 миллиарда мы получили из федерального бюджета, благодаря той планомерной работе, которая в течение года проводилась администрацией края и депутатским корпусом. Порядка 9,7 миллиарда рублей составили дополнительные налоговые поступления, которые формируются главным образом за счет налога на прибыль. Из них 7,6 миллиарда рублей получены благодаря высоким ценам на мировом рынке цветных металлов. В целом за весь 2007 год дополнительный налог на прибыль составил порядка 15 миллиардов рублей.

На какие цели будут направлены дополнительные средства бюджета?

Во-первых, это единовременные выплаты в размере 500 рублей всем пенсионерам Красноярского края. Сейчас мы работаем над тем, чтобы данные выплаты были произведены уже в течение ноября. На эти цели в краевом бюджете запланировано более 400 миллионов рублей. Вторая масштабная статья расходов – поддержка агропромышленного комплекса, дополнительно будет выделено более 330 миллионов рублей. Кроме того, 250 миллионов рублей направлено в бюджеты муниципальных образований. Главным образом это расходы на содержание дополнительно введенной сети муниципальных учреждений. Здесь в первую очередь речь идет о детских садах. В рамках краевой программы «Дети» в городах и районах края строятся детские сады, проводится их реконструкция. Кроме того, нам удалось получить более 100 миллионов рублей из федерального бюджета для оказания людям высокотехнологичной медицинской помощи. Нужно отметить, что в крае существует очередь на оказание данного вида услуг. Дополнительным финансированием нам удастся хотя бы частично эту очередь сократить. Также 70 миллионов рублей выделено на приобретение лекарств для отдельных категорий граждан.

А с чем связано уменьшение расходов по ряду статей бюджета?

Дело в том, что не по всем запланированным мероприятиям деньги были востребованы. Например: на 450 миллионов рублей уменьшены средства, выделяемые в качестве субсидий жителям края на оплату услуг ЖКХ. Это связано с тем, что получателей субсидий оказалось меньше, чем мы предполагали, поэтому средства были распределены на другие статьи бюджета. На 370 миллионов рублей сокращено финансирование некоторых объектов, строящихся по краевой адресной инвестиционной программе. Однако хочу заметить, что эти средства учтены в бюджете 2008 года. Сроки ввода данных объектов в эксплуатацию также не изменились.

Бюджет «скользящей трехлетки»

Бюджетная система края перешла на среднесрочное финансовое планирование. С чем это связано, какие дает преимущества?

К переходу на среднесрочное планирование мы готовились в течение последних 5 лет. Даже в программе социально-экономического развития края до 2010 года четко указан срок перехода к трехлетнему бюджетированию – 2007 год. Финансовый план в крае утвержден на три года, а бюджет внесен на один год. Это связано с тем, что еще не до конца урегулировано законодательство с Таймыром и Эвенкией. В следующем году должно быть принято окончательное решение, и закон будет учитывать интересы всех жителей края. Преимуществ в среднесрочном планировании много. В первую очередь – возможность планировать реализацию крупных проектов, выходящих за рамки 1 года. Это, к примеру, строительство важных социальных объектов, комплексное оснащение оборудованием различных учреждений. Также в рамках трехлетнего бюджета мы можем перераспределять финансирование: в этом году по объективным причинам деньги не успели освоить – можно часть лимитов перенести на следующий год. В случае, если бюджет принимается на 1 год, все неиспользованные средства расходуются в соответствии с новым финансовым документом. Проще говоря – для конкретного получателя деньги пропали. Это крайне важно и для территорий края, поскольку четко виден объем финансовой помощи, которую они получат из краевой казны. Это дает им возможность на своем уровне формировать свои бюджеты, трехлетние программы развития.

Михаил Михайлович, каковы основные параметры бюджета 2008 года?

Краевой бюджет 2008 года составляет 100 миллиардов рублей, консолидированный, то есть с учетом бюджетов городов и районов края, – 130 миллиардов рублей. Это расходная часть, тот объем средств, которые мы сможем потратить. Дефицит бюджета составит порядка 7,2 миллиарда рублей. Это составляет 9,6 процента доходов бюджета, что значительно ниже предела, установленного законодательством. Мы планируем занять 6 миллиардов рублей, а переходящие остатки бюджета 2007 года – примерно 1,5 миллиарда рублей – направить на погашение дефицита бюджета 2008 года.

Расскажите, пожалуйста, как проходила работа по формированию бюджета. Ведь Вы возглавили департамент финансов, когда процесс уже шел, что называется, полным ходом?

Подготовительная работа была начата еще в феврале текущего года. Сегодня в крае действует 11 программ по развитию различных отраслей до 2010 года, это так называемые трехлетние ведомственные программы развития. Они и формируют более 70 процентов бюджета. К примеру, программа развития образования в Красноярском крае включает в себя все расходы на данную отрасль. Средства расписаны по конкретным задачам, существуют четкие индикаторы, по которым мы будем оценивать результат. Работа по этим программа была начата еще в 2005 году. Сегодня все они официально утверждены постановлениями и распоряжениями Совета администрации края. На базе данных документов все средства бюджета утверждены в трехлетнем финансовом плане. Вообще работа над бюджетом никогда не прекращается, главный финансовый документ края не возникает из ниоткуда. Мы представляли, каким он будет, еще в июне, в последующие месяцы уточнили ряд задач и лимиты финансирования. Сегодня все программы утверждены и бюджет как их отражение – прозрачный и четко ориентированный на результат.

Социальный ориентир

Рост экономики позволяет увеличить затраты на социальную политику. Сколько средств будет направлено на социальную поддержку жителей края?

Доля социальных расходов в бюджете 2008 года очень высока. На эти цели из краевой казны будет выделено более 77 миллиардов рублей. В течение трех лет эта сумма будет только увеличиваться и в 2010 составит уже 86 миллиардов рублей. Бюджет никогда не теряет социальной направленности. Только на различные льготы и выплаты жителям края за три года будет направлено более 34 миллиардов рублей.

Планируется ли увеличение финансирования программы «4 Д», других приоритетных краевых проектов?

Безусловно, приоритетные краевые проекты нашли свое отражение в бюджете следующего года. Только на программу «4 Д» за три года планируется выделить порядка 10 миллиардов рублей. Кроме того, 3 миллиарда из краевого бюджета в ближайшие три года будет направлено на строительство различных объектов Сибирского Федерального университета. Средства заложены в проект бюджета в рамках краевой адресной инвестиционной программы. Это довольно серьезное участие края в реализации масштабного инвестиционного проекта. Главным образом средства будут направлены на строительство учебных корпусов, кампусов, общежитий. Кроме того, планируется завершить строительство тех корпусов, которые уже много лет не могут быть достроены за счет федерального бюджета.

С финансистов особый спрос

Вы недавно работаете в должности заместителя губернатора края. Какие, на Ваш свежий взгляд, есть недостатки в финансовой системе края, которые необходимо исправить?

Действительно, в должности заместителя губернатора я работаю недавно, однако в финансовой системе края – практически 10 лет. Поэтому я, хорошо представляя, как эта система устроена, могу с уверенностью сказать – каких-то серьезных недостатков в ней нет. Коллектив краевого департамента, муниципальных образований – одна из самых квалифицированных и профессиональных команд финансистов в субъектах федерации. Конечно, нам есть еще к чему стремиться. Мы уже два года реализуем программу реформирования региональных финансов. Все законопроекты в части бюджета, а также по установлению и регулированию налогов, официально публикуются. Кроме того, в крае создан независимый экспертный Совет, куда вошли уважаемые специалисты в области бюджетной и налоговой политики. Все законопроекты получают заключение Совета, то есть проходят независимую экспертизу. С гордостью могу сказать, что все законопроекты получили положительное заключение Совета, что еще раз говорит о качестве финансовой системы края. С 2008 года мы запускаем аналогичный проект для муниципальных образований. Вторая серьезная задача – повышение эффективности использования средств. Как я уже говорил, в краевом бюджете более 70 процентов всех расходов финансируется в рамках утвержденных программ. Этот опыт мы намерены внедрить и на уровне муниципальных образований. Необходимо довести, что называется, до автоматизма бюджетный процесс на уровне городов и районов края. Безусловно, для этого необходимо повышать квалификацию работников финансовой системы, помогать территориям в оснащении материально-технической базы. Мы также оказываем и методологическую помощь: дважды в год проходят масштабные совещания, в которых принимает участие более 600 финансистов со всего края.

Поддерживаете ли Вы связи с Сибирским Федеральным университетом, в котором учились, и некоторое время работали?

Конечно, практически ежедневно мы общаемся с руководством СФУ, пытаемся совместно решать стоящие перед ВУЗом серьезные задачи. На формирование университета выделен очень серьезный объем средств, есть долгосрочная программа его дальнейшего развития, рассчитанная до 2010 года. Сибирский Федеральный университет должен и будет динамично развиваться и займет свое место в числе лучших мировых ВУЗов.

Вы самый молодой заместитель губернатора края. Как ощущаете себя в этой должности? Часто ли Вам приходится отстаивать свое мнение по различным вопросам, доказывать правоту Совету администрации, парламентариям?

Повторюсь – в финансовой системе я человек не новый. Вообще с финансистов сегодня особый спрос: при подготовке бюджета мы осуществляем сбор и обобщение всех инициатив, новаций, предложений. Конечно, иногда приходится спорить, но без этого невозможно выработать правильное решение. Любая теория должна пройти критику, и только после этого может претендовать на звание теории. Если какой-либо департамент администрации края выступает с предложением, мы должны провести совместные расчеты, определить необходимые механизмы. Мало просто предусмотреть средства в бюджете, необходимо четко представлять – каким образом они попадут к конечному получателю, какой дадут эффект. Поэтому мы участвуем во всех обсуждениях, и в процессе подобных дискуссий и принимаются верные решения, работающие на благо жителей края.

Часто ли Вам самому приходится повышать свою квалификацию?

Вся моя работа – это ежедневное повышение квалификации. Постоянно приходится вникать в тонкости, специфику какого-либо отраслевого законодательства. Несколько дней назад я изучал жилищное законодательство в области ремонта муниципального жилья. Сама работа финансиста заставляет ежедневно повышать квалификацию. И это очень интересно для активных, инициативных людей, которых у нас большинство, другие просто не приживаются. Это своеобразный стимул, импульс к развитию, который дает сама жизнь. В этом году я 4 месяца работал в Сибирском Федеральном университете в должности проректора, и это тоже своеобразное повышение квалификации.

Команда единомышленников

Чем увлекаетесь в свободное время?

Сейчас, в самый пик бюджетного процесса, свободное время для меня – большая роскошь. Причем не только у меня, но и у большинства моих коллег в департаменте, Совете администрации и Законодательном собрании. Есть четкий регламент, прописаны все сроки, в которые мы планируем уложиться. Когда есть свободное время, то главное мое увлечение это спорт. Это для меня – хобби номер один. Люблю ездить на автомобиле, особенно на дальние расстояния. Люблю и путешествовать по Красноярскому краю, ведь у нас очень много красивых, запоминающихся мест. Безусловный приоритет – семья, всегда стараюсь выкроить время для домашних дел.

Насколько мне известно, сотрудники департамента финансов регулярно проводят различные спортивные соревнования. Вы намерены продолжать эту традицию, сами принимать участие?

Безусловно, подобные мероприятия будут проводиться ежегодно. В августе наша спартакиада собрала более 600 участников – это финансисты со всего края. Я считаю, что это хороший стимул для последующей совместной работы. Состязаться нужно на спортивных площадках, а уходя с них становиться еще более сплоченной командой, коллективом единомышленников. Поэтому в феврале 2008 года мы обязательно проведем зимнюю спартакиаду.

Семья уже привыкла к тому, что у Вас такой напряженный график работы?

Привыкла, потому что подобный режим работы в последнее время уже стал традиционным. Но мои близкие относятся к этому с пониманием. Моему сыну 5 лет, но он уже четко знает, что если у папы бюджет – то он очень занят. Но мы с сыном уже договорились, как после окончания работы будем вместе проводить время.

 

Беседовал Константин Хлебников

Рекомендуем почитать