>
>
>
Культурное ускорение

Культурное ускорение

23.03.2009
0

Краевые слушания «От стратегии культурной политики к тактике управленческого взаимодействия», состоявшиеся в Красноярске, стали очередным этапом претворения этой политики в жизнь. Напомню, что долгосрочная целевая программа «Культура Красноярья» рассчитана до 2020 года. Перспективы у нее глобальные, и подобный размах может показаться несколько чрезмерным, особенно в условиях финансового кризиса. Но невозможно не признать, что отношение краевой власти к культурной сфере становится более внимательным. Что весьма отрадно — тем более в условиях кризиса.

Ветер переменился

Как заметил по этому поводу министр культуры края Геннадий Рукша, чем дольше руководитель возглавляет какую-то территорию, тем сильнее меняется его отношение к культуре: «Появляется понимание, что именно она — цементирующая основа в гармонизации жизни населения. Такова общемировая практика». Нашла она подтверждение и в Красноярском крае. Собственно, и разработка стратегической концепции культурной политики региона, и программа ее дальнейшей реализации, которая сейчас находится в работе, — это инициировано лично губернатором Александром Хлопониным. Подход был такой: если на федеральном уровне нетАлександр Хлопонин взялся за культуру надолго внятной стратегии по столь важному вопросу, незачем ждать у моря погоды — разработаем свою.

Если же говорить о конкретных практических примерах, то уже в бытность этого главы края и по его инициативе началась реконструкция БКЗ (и на очереди театр оперы и балета и краевая драма). Поддержан международный этнофестиваль «Саянское кольцо», возрожден социально-творческий заказ на театральные постановки, учреждена и стабильно финансируется система грантов для деятелей культуры и искусства и многое другое.

В финансовом эквиваленте это выглядит еще более внушительно. В прошлом году в отрасль было вложено 2,4 млрд рублей в рамках ведомственной целевой программы «Развитие культуры Красноярского края». Дополнительно к ним 45 млн рублей по грантовой программе губернатора пошло на 45 социокультурных проектов учреждений культуры края. Плюс свыше 25 млн рублей было привлечено в виде грантов из Фонда Михаила Прохорова, Фонда Владимира Потанина, Международного благотворительного фонда «СМ Черити», краевой программы «Социальное партнерство по имя развития» и др. Эти цифры говорят сами за себя.

От стратегии к анализу

Но вернемся к слушаниям. В чем их значимость для дальнейшего развития культурной отрасли края? Если в Минусинске в декабре прошлого года были утверждены направления долгосрочной стратегии культурной политики в регионе, то сейчас уже началась их практическая реализация. Первый этап — анализ ситуации, выявление существующих проблем и потенциала, их осмысление. Министерству культуры предстоит дойти до каждого поселения и муниципалитета, чтобы четко представлять: где есть клуб, где библиотека, как они должны работать, с кем взаимодействовать и т. д. Любые проекты по культурному развитию территорий будут рождаться (и уже рождаются) исходя из индивидуальных особенностей каждой. Эту работу краевому минкульту необходимо завершить в первое полугодие 2009 года.

Проблем на пути воплощения в жизнь обозначенной стратегии немало. Что озвучил и в базовом докладе слушаний министр культуры края, и представители самих территорий. Начать с того, что в России до сих пор нет ни одного документа, который бы утверждал внятную модель культурной политики в стране. Есть некие основные принципы и подходы, но они не определены законодательно. Проект федерального закона о культуре в настоящее время только разрабатывается. И сложность его разработки еще и в том, как пояснил в своей лекции на второй день слушаний Геннадий Рукша, что этих моделей в мире великое множество — в каждой стране культура развивается по-своему. Четкого понимания, что же наиболее оптимально для России, на сегодня нет. Но для начала необходимо хотя бы сориентироваться в уже существующих концепциях. Кстати, участники слушаний (а на них собралось более 150 руководителей и специалистов органов управления культуры муниципальных образований края) сошлись во мнении, что подобную лекцию просто необходимо послушать главам территорий.

И не только для общего развития. 131-й ФЗ об организации местного самоуправления, к сожалению, не лучшим образом сказался на существовании культурной отрасли во многих поселениях. О чем говорить, если еще до начала общемирового финансового кризиса в ряде территорий было сокращено финансирование учреждений культуры? Скажем, некоторые районные главы выделяют на свои библиотеки меньше 3 тысяч рублей — в год! Вот и получается — хотели как лучше, предполагалось, что децентрализация культурного процесса пойдет ему на пользу. А получилось как всегда…

По-прежнему острой в Красноярском крае остается и проблема с обеспечением культурными кадрами. Директор краевого колледжа культуры Валентина Барабаш посетовала, что главы территорий не проявляют должной заботы о кадровом обеспечении своих учреждений культуры.

- В прошлом году мы выпустили 120 специалистов. Только три руководителя из районов края приехали их посмотреть. Плохо то, что мы очень поздно получаем от министерства культуры заявки на тех или иных специалистов. Но вообще-то такие заявки должны делать сами территории. А заказ поступает от немногих, — заметила Барабаш.

Ее поддержала и ректор Кемеровской академии культуры и искусств профессор Екатерина Кудрина. По ее словам, базовые площадки для подготовки работников культуры сегодня в Сибири есть (в одном только Красноярском крае два вуза и шесть средних специальных учебных заведений). Готова удовлетворить спрос и Кемеровская академия. Но проблема, что этот спрос падает. Что, кстати, заметно и на примере обеспечения творческих коллективов края: уже сегодня становится сложно набрать музыкантов для оркестров (особенно духовиков) — на многие специальности просто нет набора. А об обеспечении кадрами сельских учреждений культуры и говорить не приходится… Мало кто из специалистов поедет туда работать на нищенскую зарплату и без твердой перспективы на жилье.

Акцент на просвещение

Каков же выход из сложившегося положения? По мнению министра культуры, в крае, претендующем на устойчивое развитие, должно быть сформировано единое культурное пространство, благоприятное для продвижения творческих инициатив.

- Профессиональная убежденность в приоритетности культуры обеспечила сохранение отрасли в кризисные 1991 × 1998 годы. И сейчас, оставляя развлекательную функцию, стратегическим компонентом культурной политики мы выбираем просвещение. Это основополагающая функция культуры в различных ее формах, — подчеркнул Рукша.

Как добавила Екатерина Кудрина, важно помнить и о межрегиональном взаимодействии. Строя культурную политику в одном регионе, было бы нелогично ограничивать себя, забывая о культурном пространстве Сибири.

Юбилейная страда

75-летие Красноярского края, которое будет отмечаться в этом году, во многом определяет и деятельность местных органов и учреждений культуры.
В календаре важнейших событий — недавно прошедший Сибирский музейный форум, 90-летие Михаила Годенко, 85-летие Виктора Астафьева, подготовка к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В культурных центрах базовыми станут фестивали: в Канске — «Канский видеофестиваль», в Минусинске — «Минусинский помидор», в Шушенском — «Саянское кольцо». Восстанавливается фестиваль камерной музыки в Ачинске.

Центральным событием года станет культурный проект «Две столицы» в Енисейске и Красноярске, который опирается на идеологему: первая историческая столица — в Енисейске и современная столица — в Красноярске. Данный проект — логическое продолжение общественно-культурной акции «Кочующая культурная столица».

И, наконец, еще одним важным событием должна стать I Краевая сельская Олимпиада народного творчества, которая пройдет во второй половине 2009 года по зональному принципу, в три этапа. С финалом в обновленном Большом концертном зале Красноярска.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать