Вот уж совершенно жуткая по неожиданности кончина. Давно ли у меня в блоге была тема о визите В.Г. Распутина в Красноярск (встреча состоялась 10 июля в педуниверситете). А 22 июля пошел девятый день, как нет Геннадия Сапронова, главного организатора той поездки.
Тогда в педунивере Г. Сапронова также просили сказать пару слов о поездке. И он нехотя выступил, говорил мягко, тихо, показалось - устало.
(Каприз, ирония смерти: поездка называлась «Прощание с Ангарой»: то ли Распутин с Ангарой прощался, то ли Ангара со всеми нами... А вышло, что иркутянин Сапронов устроил этот вояж для себя - прощаясь с любимой рекой и с друзьями).
Не знаю, как теперь оценить то, что делал Сапронов. Безусловно, то писательское звено, которое всю свою издательскую жизнь поддерживал Геннадий Константинович, без конца размножая сборники, собрания сочинений и без того максимально раскрученных по России авторов (Астафьев, Распутин, Курбатов и т.д.) понесло ужасающую потерю. Практически они потеряли своего главного публикатора (особенно жаль покойного нашего Петровича - Распутин с Курбатовым может кого-нибудь еще и подберут в издатели, а Астафьева кто теперь издаст так богато?).
Но, поддерживая классиков, Геннадий Константинович, ничем не рискуя, поддерживал и свой бизнес. У меня такая осторожная культурная (или деловая?) позиция не вызывала особого уважения.
Нет чтоб имея прекрасную полиграфическую базу, работников-профессионалов высочайшего уровня, рынки сбыта, хоть разочек рискнуть и попробовать издать и попиарить какое-нибудь молодое (или нераспиаренное) имя, на свой страх и риск, не боясь пинков, осмеяний и пр. Так нет, Геннадий Константинович лучше в тысячный раз издал бы Астафьева (там уже и издавать-то нечего, скоро и до его рисунков дело дойдет (рисовал кстати Петрович весьма забавно)), чтоб переться по городам и весям, по ярмаркам да по Солженицынским фондам, потрясая народ полиграфией мирового качества тысячу раз читанных-перечитанных книг.
Я был знаком с Геннадием Константиновичем...
При мне он как-то запросил с одного заметного красноярского молодого поэта, одного из недавних героев этой колонки, тридцать штук за издание небольшого сборника.
Бог всем нам судья. Мир праху Г.К. Сапронову.
Антон Нечаев