Главная
>
Статьи
>
Гиперактивный ребенок. Основания для диагноза

Гиперактивный ребенок. Основания для диагноза

16.09.2010
0

Специальные исследования показали, что синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением (СДВГ), часто встречающийся у современных детей, является самой серьезной причиной трудностей обучения и нарушений поведения в дошкольном возрасте и их социальной дезадаптации.

Гиперактивный ребенокДети с СДВГ в три раза чаще, чем другие, становятся жертвами несчастных случаев: они чем-то режутся, падают, в семь раз чаще других попадают в автомобильные катастрофы, 25-45% из них демонстрируют асоциальное поведение, рано начинают злоупотреблять алкоголем, употреблять наркоти ки, 20% проявляют физическую агрессию, среди них часты попытки к самоубийству.

Родители, подозревающие СДВГ у своего ребенка, не должны отчаиваться, т. к. при адекватном воспитании их дети могут достичь определенных успехов, ведь Черчилль, Эйнштейн, Эдисон и Моцарт также страдали этим симптомом. Но и успокаиваться, не понимать всю серьезность диагноза СДВГ нельзя.

Идём к врачу

Если вы подозреваете, что у вашего ребёнка есть поведенческие проблемы, сходите на прием к педиатру, обсудите ваши сомнения с воспитателем или учителем. Бывает, что в основе трудностей в поведении ребенка лежат проблемы со слухом или зрением, последствия перенесённой черепно-мозговой травмы, неврозы и др. Если же такие проблемы не обнаружены — обратитесь к психологу или неврологу.

Вы посетили врача, а сомнения по поводу диагноза всё ещё есть. Не успокаивайтесь и пойдите к другим специалистам — к нейропсихологу, психиатру.

Не стоит каждого легко возбудимого ребенка с бьющей через край энергией приписывать к категории детей с заболеваниями нервной системы. Упрямство и непослушание так же, как капризы и баловство, — это варианты нормы, если не переходит в систему.

Также не стоит искать причины в наследственности. Дети совсем не обязательно имеют родительский темперамент. Особенности характера, как и внешность, закладываются еще в утробе матери, на них влияют гены множества предыдущих поколений, вплоть до самых отдаленных. А также влияет процесс протекания беременности, родов и многое другое.

Нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр проявлений. Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позже остальных).

В первые годы жизни...

В первые годы жизни ребёнка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей можно заметить небольшую задержку в их речевом развитии — малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Наиболее яркие проявления данного синдрома в раннем возрасте совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, и в 3 года, когда у ребенка значительно увеличивается словарный запас.

Трёхлетний возраст является для ребёнка особенным. С одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память. С другой — наблюдается первый, «трёхлетний кризис». Основное содержание этого периода — негативизм, упрямство и строптивость. Ребёнок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, своё «Я».

Зачастую в 3-4 года, до поступления ребёнка в детский сад, родители, наслышанные о «кризисе двух-трех лет», не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идёт в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребёнка выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью.

Названные проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы ребёнка справляться с новыми требованиями и являются сигналом того, что ребенку нужна помощь. Мозг такого ребенка не справляется с обработкой внешней и внутренней информации из-за нарушения своих функций.

Вот и вырос я большой: 5 — 6 лет

Признаки СДВГ становятся особенно заметны с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому интеллектуальные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью и вспыльчивостью и часто сочетаются с тиками, головными болями, а порой и страхами.

Тики

Тики являются частыми спутниками многих расстройств, в том числе и СДВГ. Что такое тики? Тики — это непроизвольные, часто повторяющиеся подергивания мышц лица (мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивания губ, щеки и т. д.), артикуляционных и дыхательных мышц (звуки типа «кх», поперхивания, покашливания, попискивания, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь и т. д). К ним относятся непроизвольные сокращения других мышц — чаще шеи и туловища, более выраженные по амплитуде, и менее частые — вроде трясения головой, вздрагивания телом, подергивания конечностей и т. д.

Одними из частых являются мигательные тики — это частые, слабые или сильные зажмуривания глаз, при которых родители начинают искать глазные заболевания. Голосовые тики чаще выражаются нечленораздельными звуками — уканьем, хмыканьем, хрюканьем и т. п. По наблюдениям специалистов, самым ранним вокальным нарушением является откашливание.

В дальнейшем появляются сложные повторяющиеся действия: ребенок постоянно поправляет челку, вытирает ладонью нос, дует на руки. Они могут сочетаться с постукиванием по предмету, поколачиванием по своему телу, хлопками в ладоши, наклонами, подпрыгиванием. Каждое из этих действий может существовать самостоятельно или сочетаться с другими. Все случаи тиков нуждаются в исследовании специалистов и назначении лечения.

Диагностические симптомы

Выделяют несколько признаков, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей. Их можно сгруппировать по следующим направлениям, имеющим ряд поведенческих характеристик: гиперактивность, импульсивность и невнимательность.

Гиперактивность

  1. Частые беспокойные движения в кистях и стопах, даже сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.
  3. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
  5. Часто бывает болтливым.

Импульсивность

  1. Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
  5. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
  6. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  7. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.
  8. Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.

Невнимательность

  1. Не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  4. Оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением домашней работы, уроков или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (школьные принадлежности, игрушки, книги, карандаши).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  10. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

Наличие шести или более из перечисленных признаков, которые сохраняются у ребенка на протяжении последних шести месяцев и заметно выражены, являются основанием для предположения наличия у ребенка СДВГ.

СДВГ, к счастью, не всегда пожизненный диагноз. При грамотном подходе к воспитанию и организации режима немалая часть гиперактивных детей «перерастает» проявления гиперактивности уже к подростковому возрасту.

Важно, чтобы родители адекватно и серьезно воспринимали беды своего ребенка, любили его и ценили его здоровье, искренне желали помочь ребенку, были готовы встать на его место и посмотреть на себя его глазами, контролировали свои чувства и эмоции, были терпеливыми и последовательными, верили в успех своих детей.

Как предупредить рождение ребенка с СДВГ? Что делать, если в семье гиперактивный ребенок? Как же вести себя с таким ребенком? Чем может помочь его семья? Обязательно ли использовать медикаменты для лечения гиперактивности? Это те вопросы, перед решением которых стоят родители гиперактивных детей и на которые мы ответим в других выпусках журнала.

Город детстваАвторы: Токмакова Людмила Николаевна, Нестеренко Наталья Ивановна, мастера школы психологического мастерства. Журнал «Город детства».

Рекомендуем почитать