>
>
>
Хранители чужого бизнеса

Хранители чужого бизнеса

21.10.2010
2

Бизнес-адвокатам мешает самодеятельность

Арбитражное право — особое направление в адвокатской практике. Оно связано большей частью с экономическими спорами. Но особенность определяется не этим. Для представления интересов клиента в арбитражном суде не требуется юридическое образование. И никакого другого образования тоже не требуется. По мнению экспертов, это вредит рынку.

Юридически безупречно

Спрос на услуги Александра Шпагина и его коллег растет параллельно с развитием рыночной экономикиПо оценке председателя коллегии адвокатов «Шпагин и партнеры» Александра Шпагина, рынок услуг адвокатов, ведущих дела клиентов в арбитражных судах, представлен в Красноярске относительно небольшим лотом из 10-20 известных и квалифицированных специалистов по арбитражному праву.

— По сложным, серьезным делам обращаются, как правило, к ним, — говорит Александр Шпагин. — Сейчас достаточно зайти на сайт Высшего арбитражного суда, набрать фамилию адвоката — и увидеть всю его историю ведения дел. Если он участвовал в аналогичных делах и выигрывал, идут к нему.

Участники рынка называют эту деятельность бизнес-адвокатурой. Направление для России относительно молодое, родилось вместе с рождением и развитием рыночной экономики как сопутствующее явление. Вряд ли кто-то назовет надежную точку отсчета во времени, но, скорее всего, по-настоящему институт бизнес-адвокатов начал развиваться тогда, когда спала волна первоначального накопления. Иначе говоря, когда предпринимателей, желающих вести свои дела по-белому, стало больше, чем прочих.

Как сказано на сайте коллегии адвокатов, «основная задача бизнес-адвокатов — обеспечить нормальное и юридически безупречное функционирование чужого бизнеса». Это возможно при одном непременном условии: адвокаты должны не просто в разовом порядке защитить интересы клиента в случае возникновения экономических споров, но постоянно сопровождать бизнес своих клиентов. При этом услуга не стала целиком аутсорсинговой. Сохранился до сих пор и аналог советского института штатных юрисконсультов.

— Компании крупного и — реже — среднего бизнеса предпочитают держать в штате собственных юристов, — говорит Шпагин. — «На расстоянии вытянутой руки» — это удобнее. Но, как правило, юристы крупных компаний — узкие специалисты, и когда возникает какая-то неординарная ситуация, они порой не могут справиться с ней. Тогда рождается потребность в независимых юристах. Кроме того, порой у меня возникает ощущение, что я наблюдаю живую иллюстрацию к фразе «нет пророка в своем отечестве»: собственным юристам часто не доверяют.

Основная клиентура бизнес-адвокатов — те, у кого нет собственных «юрисконсультов» и юридических отделов: средний и малый бизнес.

Смотри, кого выбираешь

Спрос на рынке этих услуг превышает предложение. С формированием бизнес-среды споры хозяйствующих субъектов, споры между собственниками и наемными работниками, между бизнесом и государственными структурами стали явлением частым. Кризис, по словам Шпагина, не скорректировал этот тренд. Высокий спрос и низкий входной порог привели к тому, что рынок наводнен самодеятельными представителями. По сути, никакого входного порога нет вообще. Не нужен офис: поверенный в делах может знакомиться с документами клиента либо на его территории, либо в собственной квартире. Потому не нужен и начальный капитал. Но главное — образовательный ценз отсутствует. По Арбитражно-процессуальному кодексу представителем в суде может быть любое лицо, получившее доверенность от клиента. Лицо может вообще не иметь никакого образования выше среднего.

— Это неизбежно рождает демпинг, — говорит Александр Шпагин. — Рынок услуг адвокатов более-менее регулируется адвокатским сообществом. Есть решение адвокатской палаты края, устанавливающее минимальные рекомендованные цены для работы в арбитражных судах. Один судодень — так это называется — не может стоить меньше 9000 рублей. Ниже этой цены квалифицированный адвокат опускаться не станет. (Подробнее об этом в интервью Александра Глискова) А неквалифицированному все равно, лишь бы получить клиента.

Не всегда доморощенные представители — халтурщики, порой они, несмотря на домашнее образование, вполне квалифицированно ведут дела клиентов. Но в массе все-таки влияют на рынок дурно: демпингуют и раздают неподтвержденные обещания, гарантирующие положительный результат. Они цеховыми интересами не связаны.

Василий Казарин, «Вечерний Красноярск» № 41 (282)

Рекомендуем почитать