Главная
>
Статьи
>
Этот неловкий момент / That Awkward Moment

Этот неловкий момент / That Awkward Moment

07.02.2014
8

Режиссёр — Том Гормикан

В ролях: Зак Эфрон, Майлз Тэллер, Майкл Б. Джордан, Имоджен Путс, Маккензи Дэвис, Джессика Лукас, Джош Пэйс

Продолжительность — 94 мин.

Этот неловкий момент, когда берёшься сочинять романтическую комедию, решив про себя, что ты всё-всё понимаешь в её устройстве, но в процессе выясняется, что в устройстве живых людей и их эмоций, то есть, в том единственном, что делает любой набор шуток и сцен подлинно живым, не понимаешь вообще ничего — именно в этот момент на свет появляется художественный фильм «Этот неловкий момент».

Режиссёр-дебютант Гормикан (он же сценарист) метит в довольно понятную кинематографическую форму — пост-апатовскую комедию про романтические мытарства современных мужчин-детей, в равной степени увлечённую задорно-похабными ритуалами и привычками компактной мужской стаи и мяконькой начинкой их романтических переживаний. По «Моменту» прекрасно видно, что Гормикан провёл множество часов в скрупулёзном изучении означенной формы, едва ли не с секундомером в руках — сюжет фильма тщательно выстроен по строгому невидимому графику, железно диктующему чередование знакомств, новых встреч, укреплений отношений, комических недопониманий, серьёзных размолвок и эмоциональных примирений.

Примерно по такому же принципу в лакуны между важными сюжетными узелками рассованы шутки. Перед Гормиканом как будто лежала стопка карточек с ключевыми темами для шуток, которые он распихивал по сюжету: сюда шутка про член, сюда ещё одна шутка про член, подлиннее, сюда штука про сортир, а сюда опять шутка про член, потому что шуток про член слишком много не бывает, правда же, Сет Роген и Дэнни МакБрайд?

Неправда — за штудированием апатовских сюжетных механизмов Гормикан откровенно прошляпил то, ради чего все эти механизмы стоит заводить. Юмор всегда укореняется в персонаже, иначе он — бантик, который не на что повязывать. Апатовские истории — всегда истории взросления, и отвязный юмор его героев — всего лишь ещё один маркер их незрелости. Гормикан же ошибочно принимает этот юмор (и, как следствие, эту незрелость) за норму — в результате получается то, что получается, романтическая комедия, в которой нам предлагается искренне болеть за команду незрелых дурней, физически не способных на взрослые и ответственные поступки.

Не то чтобы всё было совсем клинически — в компании троих друзей, двух дизайнеров и врача, которые после брачной катастрофы одного из них клянутся друг другу не вступать в серьёзные отношения, есть люди более разумные и менее разумные. Просто разделение ролей выглядит немного странно — главным героем авторы явно видят дизайнера Джейсона, хотя в центральном трио персонажей он однозначно самый отталкивающий. По смешному стечению обстоятельств его ещё и играет наименее талантливый из главной троицы актёр, повзрослевшая (хотя и не очень убедительно) звезда «Школьных мюзиклов» Зак Эфрон.

И Теллер, похожий на молодую версию Билла Мюррея, и Джордан отчаянно стараются найти хоть какие-то эмоциональные глубины в своих недопрописанных героях (Джордан справляется лучше Теллера, хотя и только потому, что его герою по сценарию приходится в основном переживать, в то время как Теллеру выпадает бремя вечного зубоскальства). Эфрон же в основном хлопает ресницами и демонстрирует накачанный торс — он недостаточно талантлив в комедии для того, чтобы превратить своего персонажа в ходячую карикатуру, и в то же время чересчур приторно-сладковат, чтобы стать настоящим романтическим героем.

Когда Гормикан толкает в объятия подобных персонажей по-настоящему хороших девушек, это кажется немотивированной чудовищной лестью. Впрочем, он тут себе подыгрывает, выписывая девушек с оглядкой на парней, чуткими и понимающими к их особенностям и задвигам — что в итоге становится ещё более страшным преступлением против хороших девушек на всей планете, бесспорно заслуживающих лучшего.

Устраивать эпизод, в котором герой после знакомства не только принимает девушку за шлюху (в первые минут двадцать никакое другое слово не звучит с экрана с такой же частотой и сладострастностью, как «шлюха»), но ещё и сообщает ей об этом — чтобы в итоге оказаться прощённым — ни что иное, как натуральное козлячье жлобство. Тем более что девушки и правда отличные — в особенности лучистая англичанка Путс, в лице которой читается что-то одновременно невероятно прекрасное и неуловимо-неправильное, и приятная артистка Дэвис. Все они заслуживают лучших парней — равно как и большинство задействованных в фильме артистов (кроме, пожалуй, Эфрона) заслуживают лучшего фильма. Впрочем, большинство из них в любом случае стабильно идёт на повышение — так что совсем скоро тот неловкий момент в их фильмографии, в котором они снялись в фильме «Этот неловкий момент», всеми забудется.

Вердикт — пост-апатовская романтическая комедия про троих друзей, категорически неверно понявшая саму суть пост-апатовской романтической комедии

Рекомендуем почитать