Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«При плохом интернете онлайн-лекции были адом»: как красноярские студенты пережили режим дистанционного обучения

«При плохом интернете онлайн-лекции были адом»: как красноярские студенты пережили режим дистанционного обучения

06.08.2020
5

«Медицинское обучение не должно быть дистанционным!»

Екатерина Андреева учится в медицинском университете и в новом учебном году будет студенткой 6 курса. Девушка хвалит своих преподавателей за организацию учебного процесса в период пандемии. Тем не менее Катя говорит, что все еще остается сторонницей традиционного формата обучения:

Екатерина Андреева
фото: Екатерина Доморацкая

«Учились мы с помощью сайта КасГМУ. Нам приходили сообщения от преподавателей с лекционным материалом или заданиями. В ответ на задания нужно было прикреплять ответы. Важно, что задания от преподавателей приходили и проверялись вовремя. Вопросы были разработаны таким образом, чтобы студенты максимально включались в тему занятия. Но для меня минус дистанционного обучения заключается в отсутствии прямого общения с преподавателями. Медицинское обучение ни в коем случае не должно быть дистанционным, уровень знаний в разы уменьшается. Лично я не приемлю такую форму обучения. И хотя есть плюс в том, что не нужно ездить в институт и тратить очень много времени на дорогу, дистанционное обучение для меня все еще остается некомфортным».

Но ведь студенты не только учились онлайн, они еще и сдавали в таком режиме экзамены. Многие преподаватели, во избежание списывания, которое осуществить при дистанционной сдаче экзамена, казалось бы, легче, усложняли процедуры принятия экзамена. Катя рассказывает, как сдавала сессиию:

«Очень стрессовой оказалась сдача экзаменов, потому что мы не знали, как они вообще будут проходить. Обычный экзамен в очном формате построен понятно: мы приходим, тянем билет, в котором содержится три вопроса, и так далее. В случае же дистанционной сдачи нам предложили в экспресс-варианте ответить на любой вопрос от преподавателя. И это, конечно, возмутило всех студентов. Ведь по новым условиям преподаватель может спросить все, что угодно, а у нас совершенно нет времени, чтобы подумать. То есть тебе задают вопрос, а ты должен тут же дать на него ответ. Если будет какая-то задержка или ты, задумавшись, отведешь глаза в сторону, преподаватель может расценить это как подглядывание, и аннулировать ответ. Но были и забавные моменты. Например, когда преподаватели на экзамене ставили в Zoom (приложение для видео-конференций) космос на фон».

«Наши преподаватели были не готовы к дистанционному обучению»

И если Катя в целом похвалила своих преподавателей, то студент 4 курса института горного дела, геологии и геотехнологий СФУ Владимир Лосев остался не очень доволен процессом обучения в этот период:

Владимир Лосев
фото: Илья Валиуллов

«Почти все преподаватели выбрали такой формат дистанционного обучения, при котором они отправляли нам задание через e-курсы (это сайт СФУ для электронного обучения). Это было неудобно, потому что в процессе выполнения задания у нас постоянно возникали вопросы, которые задавать нужно было тоже через эти курсы. Часто приходилось звонить преподавателю и просить его зайти на курсы и ответить, потому что они не проверяли их каждый день. Я могу сказать одно: нашим преподавателям было трудно сразу перейти на дистанционное обучение, поскольку многие из них не очень разбираются в компьютерах».

Но Владимиру не понравилось учиться из дома не только из-за слабой организации. Так же, как и Катя, он уверяет, что образование, которое он получает, нельзя полностью освоить из дома: требуется оборудование, которое есть только в институте. Студенты просто не имеют возможности купить себе домой микроскопы за сотни тысяч рублей. Он признается, что является сторонником классического варианта обучения:

«Дистанционное обучение очень отличается от очного. Ты не такой сконцентрированный во время дистанционного занятия, как при очной встрече. Мне не понравилось учиться в онлайн-режиме, так как в силу специфики моей специальности многие работы можно выполнить только в аудиториях. В общем, в период дистанционного обучения произошло так, что некоторые дисциплины были перенесены на следующий год, а некоторые мы не изучили достаточно хорошо. Мне не хотелось бы заниматься так в будущем. Я сторонник классического режима обучения».

«Перейти на дистанционку было не сложно»

А вот Наталья Крегул, студентка 3 курса института филологии и языковой коммуникации СФУ, рассказала, что ее преподаватели адаптировались к новому формату бучения довольно быстро:

Наталья Крегул
Источник: vk.com/cityquizkrsk

«Перейти на дистанционку было не сложно. У нашего института вполне адекватная база, с которой можно было начать онлайн-обучение. В первое время был некоторый сумбур, но это произошло скорее от неожиданной необходимости учиться через интернет, чем от тяжести перехода. Формат был самым разным — от электронных курсов до видеолекций. Некоторые занятия сначала шли в одном формате, а потом плавно перетекали в другой (как было, например, с историей отечественной литературы — сначала письменные задания и видеолекции, а потом видеоконференции с преподавателями). По большей части занимались с помощью видеоконференций на платформе Zoom. Наши преподаватели достаточно современные и с юмором, так что дополнительным развлечением стала возможность менять фон на своем видео».

Тем не менее Наташа все же выступает за классический формат обучения:

«Я больше склоняюсь в сторону очного обучения, поэтому сразу скажу: учиться так и в дальнейшем я бы не хотела. Как минимум, при живом общении мы успеваем пройти больше, чем при онлайновом. Это связано не только с качеством связи, но и с быстротой и живостью реакций. Многие ребята столкнулись с тем, что у них медленный интернет и такие занятия были для них просто адом: все квакает, зависает и постоянно вылетает. Мне, конечно, в этом плане повезло — незадолго до дистанционки я установила более мощный интернет-роутер. Вообще, я считаю, что живое общение и живую реакцию не заменит ничто, тем более если речь идёт о журналистском образовании, где многое завязано на невербальном языке».

А вот плюсом дистанционного обучения для Наташи также стало отсутствие необходимости ехать по пробкам в институт:

«Но есть, конечно, и плюсы. Для меня, в первую очередь, самый главный плюс — не надо ездить в институт. Я живу довольно далеко от места учебы и в день трачу пару часов на дорогу. Без личного автомобиля добираться проблематично, учитывая, что в автобусах меня постоянно укачивает. Второй плюс — ты дома. Несомненно, возможность после занятия заняться домашними делами очень привлекательна. За перерыв можно успеть и суп поставить вариться, и белье постирать, и поваляться на кровати с кошкой. В то же время, это и минус: дома очень тяжело сосредоточиться, потому что суп, белье, кошка и далее по списку».

«Смешные ситуации, конечно, случались, как и в любом формате обучения. Очень забавно было наблюдать за одногруппниками, которые якобы „зависли“, хотя на самом деле просто были не готовы отвечать. Это давало им дополнительное время на подготовку. Ситуаций больше было милых — преподаватели, да и мы сами, показывали своих домашних питомцев друг другу, а что может поднять настроение лучше собачек и котиков?»

В итоге все опрошенные студенты сказали, что предпочитают очное обучение дистанционному. Главным фактором ребята отметили важность живого общения с преподавателями и другими студентами. Очевидно, институт для кого-то все еще остается местом, где он может не только получить образование, но и пообщаться с одногруппниками и преподавателями, чего в период пандемии им стало резко не хватать.

Ольга Молосай специально для интернет-газеты Newslab,
фото предоставлено героями материала

Рекомендуем почитать