Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Смерть на рейде

Смерть на рейде

10.04.2012
15

Итак, «Рейд» Гарета Эванса — всё-таки ого-го. По большей части. Местами, правда, и «хм», и даже «ха-ха».

Как чистый сгусток кинетической энергии длиной в полтора часа «Рейд» работает довольно здорово — Эванс даже начинает фильм с тиканья часов за кадром, что сразу же, ещё до появления хоть какого-то изображения, задаёт некоторый ритм. Дальше он его почти всё время держит, только периодически отвлекаясь на важные для сюжета разговоры — в которых становятся понятными разные важные вещи про него как про режиссера. Во-первых, как режиссер динамичных сцен он очень крут — драки в «Рейде» (а он процентов на восемьдесят состоит именно из драк) стремительные, брутальные, без лишнего балетного выпендрежа, но в то же время очень виртуозно и здорово поставленные.

Причем Эванс будто бы специально выходит с такими показательными номерами — вот драка массовая, вот драка «один против семерых в коридоре», вот драка один на один, вот драка с ножами, вот драка с подручными предметами. Финальная драка с главным драчуном, правда, чуточку затянута, но зато Эванс это компенсирует чутким пониманием разных деталек — скажем, этак по-джекичановски заканчивает массовую драку комическим битьём головы противника по облицовочной плитке, и пр. Плюс он умеет нагнетать напряжения и тем, чего НЕ происходит — отличный эпизод, в котором один из злодеев стучит мачете по стене, или встреча сержанта с Бешеным псом перед тем, как между ними начнётся эпическая драка.

Однако — когда в перерывах между свалками (физически же невозможно сделать нон-стоп драку длиной в полтора часа — все сдохнут в зале) герои начинают разговаривать, начинается немного другая история. В ней видно, что Эванс-сценарист пока до Эванса-режиссера основательно не дотягивает. Нет, он отлично понимает саму механику подобных сюжетов — с точки зрения построения истории «Рейд» держится до конца, постоянно припрятывая тузы в рукаве. Но на уровне конкретных сцен и разговоров Эванс моментально съезжает в такой владимирский централ, особенно там, где надо включать какие-то эмоциональные моменты, вроде конфликта чувства и долга и прочей ерунды.

Впрочем, данная конкретная проблема, как мне видится, решается довольно легко. После того, как «Рейд» отлично пошумел в мире (в первую очередь благодаря тому, что ему удалось грамотно встроиться в ряд фестивалей уровня выше среднего, где публика несколько непривычная к такому уровню накала — вот все и обалдели), Эванса гарантировано приберут к рукам в Голливуде. Там ему выдадут нормального сценариста, звезду средней руки вроде какого-нибудь Райана Рейнольдса или Генри Кавилла и миллионов пятнадцать-двадцать. И тогда будет всем нам хорошо.

Рекомендуем почитать