Главная
>
Новости
>
Книгоиздатели: Россияне потеряли интерес к книгам

Книгоиздатели: Россияне потеряли интерес к книгам

28 марта 2006 10:11
0

То, что Россия самая читающая страна в мире, на сегодняшний день – это миф. Мы попали в ситуацию, через которую прошли многие развитые страны, – падение интереса к книгам. По уровню показателя интереса к чтению Россия не попадает даже в десятку ведущих стран мира. Очень серьезная конкуренция со стороны других средств массовой информации – телевидения, Интернета, радио, а также кинематографа и аудио- видеоносителей, недостаточная рентабельность российского книжного бизнеса ставит издательства в очень сложные условия: не хватает средств для продвижения книг, для формирования спроса и на многое другое, сказал в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" генеральный директор группы компаний "Инфра-М" Вадим Синявский.

Российское книжное сообщество пытается сегодня поднять эту проблему на уровне руководства страны, говорит он, чтобы разработать и внедрить общенациональную программу поддержки чтения, которые есть в развитых странах.

Достаточно видеть изобилие в любом крупном книжном магазине, чтобы усомниться в тревожных прогнозах некоторых экспертов о предкризисном состоянии отрасли. Но, как ни парадоксально это звучит, именно изобилие вкупе с низкими ценами (в России средняя цена книги около трех долларов, а, скажем, в Германии и США – 15-17 долл.) угрожают ее благополучию. Данные свидетельствуют о затоваривании, или иначе - на перепроизводстве: в 2005 году из всего объема находящихся в обращении книг только чуть более 60% дошли до прилавка. Остальные остались лежать на складах издательств и магазинов. Причиной тому эксперты называют острую нехватку торговых площадей – издательства штампуют так много продукции, что ее физически некуда ставить.

Но при этом, по данным статистки, книготорговые площади ежегодно растут на 20%, а в целом книжный рынок увеличивается на 27% в год с перспективой достижения 35-40% роста. В России около трех тысяч книжных магазинов, из них примерно 600 сетевых, и за прошлый год все крупные игроки открыли новые торговые точки. Однако, как отметил Синявский, новые магазины появляются или в столицах, или в городах-миллионниках, или в крупных райцентрах. По его словам, малые города с населением меньше 100 тыс. жителей зачастую вообще не имеют специализированных книжных магазинов, сетевики только подбираются к ним. А в селах книжная торговля попросту сошла на нет. Таким образом, концентрация магазинов и, следовательно, товара в мегаполисах, а по данным экспертов до 75% книг оседают в Москве и Санкт-Петербурге, ведет к застою.

Влияет на положение дел и то, что около 90% всех издательств тоже сосредоточены в столицах. В такой ситуации у торговли и издательств несколько путей для развития – сокращать тиражи, уменьшать число наименований и переходить на качественную продукцию, "вымывая" карманное чтиво, и, конечно, повышать цены. Но все участники рынка прекрасно понимают, что у нас не "Европа", и запас прочности в 5-7 раз в российской действительности весьма призрачен, так как привязан к пресловутой потребительской корзине. Цены не могут расти бесконечно, иначе для большинства людей покупка книг станет вообще не по карману.

Сейчас участники книжного рынка в активном поиске, и нынешний год, по мнению экспертов, может стать переломным. Наиболее выгодный путь развития для отрасли – это, конечно, движение в регионы, что происходит, но достаточно медленно и осторожно. Кроме того, эксперты полагают, что ситуации может помочь вливание в отрасль зарубежных денег. Однако, по словам другого собеседника телеканала РБК, директора по маркетингу издательства "Альпина Бизнес Букс" Александра Лиманского, даже в сети и в крупные книготорговые компании серьезные иностранные инвестиции не поступают. Еще один путь – развитие интернет-торговли. Сейчас продажи через интернет на уровне 2-3% от всего объема, в этом году ожидается 4-5%. Потенциал большой, что видно на примере интернет-магазинов вообще, но опять-таки ситуацию тормозит неразвитость сети в регионах.

Рекомендуем почитать