Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Бизнес на гарантии

Бизнес на гарантии

13.07.2009
0

Минфин ищет баланс между интересами банков и бюджета

Ни одно предприятие в Красноярском крае сегодня не получило госгарантий. Стремясь исправить эту ситуацию, министерство финансов предлагает изменить порядок их предоставления, рискуя, правда, подставить бюджет.

Заемное расширение

Михаил Котюков готов гнаться за временемИнструмент предоставления государственных гарантий был разработан еще в начале этого года, в рамках антикризисной программы правительства Красноярского края. Предприятия региона в тот период практически потеряли доступ к кредитным ресурсам банков из-за ужесточения требований и изрядного дисконтирования залогового обеспечения, которое в некоторых банках доходило до 50 %.

Суть госгарантий сводилась к тому, что власть покрывала ими недостающее обеспечение, тем самым открывая бизнесменам дорогу в банки. На все эти нужды в бюджете края было зарезервировано 15 млрд рублей. Правда, если сегодняшняя ситуация не изменится, эти деньги рискуют остаться неосвоенными.

- Сегодня видно, — говорит депутат Законодательного собрания Красноярского края Валерий Сергиенко, — что этот закон не работает, и его нужно менять уже потому, что за полгода его действия ни одна гарантия так и не вступила в силу.

Понимают необходимость изменений и в министерстве финансов, где и были разработаны поправки в закон, которые должны простимулировать процесс использования инструмента госгарантий.

- Планируемые изменения, — говорит министр финансов края Михаил Котюков, — позволят не только расширить сферу применения госгарантий, но и упростить доступ к большинству процедур. К тому же появится мониторинг за использованием полученных с помощью госгарантий денег.

Первое из ожидаемых изменений коснется самого перечня займов, подпадающих под госгарантии. Если раньше действие данной программы распространялось только лишь на банковские кредиты, то теперь помощь государства можно будет распространить и на средства, привлекаемые предприятиями путем размещения облигаций.

- Разница состоит в том, — говорит Котюков, — что при банковском кредитовании гарантии получает банк, а здесь будет получать эмитент. Соответственно, нам будет необходимо провести определенные технические изменения процедур.

Что же касается мониторинга, то он будет осуществляться по нескольким направлениям: за целевым использованием средств, полученных с предоставлением гарантии, за исполнением обязательств по кредитному договору, за реализацией проекта, если гарантия предоставлялась для получения инвестиций. Эти три мониторинга будет проводить уполномоченный орган правительства, курирующий ту или иную сферу деятельности. Самому министерству финансов придется проводить мониторинг финансового состояния предприятия, получившего госгарантии, а агентству имущественных отношений — мониторинг предоставленного предприятием залогового обеспечения.

- Соответственно, порядок проведения этого мониторинга каждый орган должен установить своими правовыми актами, — заявил Котюков.

Программный ускоритель

Второе ожидаемое изменение коснется сроков рассмотрения заявок и собственно предоставления госгарантий. Во-первых, планируется уменьшить срок, который предусмотрен в законе: он должен уменьшиться до 30 дней, за счет ускорения прохождения входящих в его состав процедур. Так, период оценки финансового состояния предприятия и качества залогового обеспечения, под которое и будет выдана гарантия, должен сократиться до 10 рабочих дней.

- В действующем законе есть два этапа — отбор и собственно предоставление гарантии, — объясняет Котюков. — Мы предлагаем объединить эти два этапа в один, что также уменьшит период рассмотрения заявки.

Однако одного этого может оказаться недостаточно. Как рассказал Сергиенко, ему известен случай, когда предпринимателям пришлось дойти до председателя правительства, чтобы подписать постановление о предоставлении гарантий, но даже после этого она не была предоставлена.

- Чтобы избежать подобных проблем в дальнейшем, — говорит Сергиенко, — необходимо в новом законе оговорить срок между решением инвестиционного совета и принятием постановления правительства, потому как в старой редакции этот промежуток времени мог быть сколь угодно долгим. К тому же нужно оговорить срок собственно предоставления гарантии с момента подписания постановления правительства.

Вообще, проблемы существующей процедуры получения гарантий сами по себе накладывают весьма ощутимые ограничения на скорость. К примеру, в постановлении правительства о предоставлении гарантий необходимо указать кредитную организацию, эту гарантию получающую. Соответственно, уже на момент подачи заявки у предприятия должна быть договоренность с банком.

- В идеале мы бы хотели видеть проект кредитного договора, — говорит Котюков, — но учитывая, что банк и так уже действует в ситуации неопределенности, мы примем и устное заявление о том, что кредитная организация готова предоставить кредит на таких-то условиях, если будет предоставлена госгарантия.

С другой стороны, договор предоставления гарантии практически копирует кредитный, поэтому срок предоставления гарантии напрямую завязан со сроками урегулирования всех вопросов с банком, у каждого из которых есть своя процедура, установленная вышестоящим руководством, и изменить ее под краевые условия практически невозможно. Да и сама гарантия предоставляется только после урегулирования всех вопросов с залогом (оформление, страхование и пр.).

- Однако с наработкой опыта, — говорит Котюков, — мы планируем составить типовой договор, что также позволит уменьшить сроки. К тому же в старой редакции закона неудовлетворительное финансовое состояние предприятия являлось основанием для отказа в предоставлении госгарантий, теперь же мы предлагаем отойти от этой нормы.

Уязвимый бюджет

Окажется ли всех этих мер достаточно — вопрос спорный, ведь помимо залогового обеспечения, сроков рассмотрения заявок и подписания постановлений есть в этом процессе и другая сторона — банки, которые уж точно досконально проанализируют финансовое состояние предприятия, которое наверняка окажется не таким уж впечатляющим (иначе зачем бы ему госгарантии).

Вообще, взаимодействие с банками — это отдельная группа проблем, ведь ни один банк не выдаст кредит компании, которая не способна генерировать прибыль без гарантий возврата своих средств. А эти претензии кредиторы при неудачном стечении обстоятельств выставят не кому-нибудь, а краю, у которого в такой ситуации лишних денег может и не оказаться — только лишь заложенное имущество, с которым не совсем понятно, что делать. К тому же в старой редакции закона совершенно не оговорен срок предъявления власти претензий по исполнению обязательств предприятий по госгарантиям.

- Мы предлагаем установить этот срок на уровне 2 лет, — говорит Котюков. — Данная цифра стала результатом переговоров с банковским сектором.

Однако далеко не все разделяют оптимизм финансового министра в этом вопросе.

- Помимо интересов банка, — говорит председатель комитета по бюджету и налоговой политике Законодательного собрания края Валерий Семенов, — мы должны защищать бюджет. В тех условиях, которые предлагает министерство финансов, банк может ни шатко ни валко два года проработать с заемщиком, а потом предъявить нам претензии, которые мы будем обязаны выполнить. К тому же это ставит в неудобное положение заемщика, имущество которого на эти два года должно будет оставаться у нас в залоге. Этот срок нужно уменьшать.

Правда, уменьшение срока предъявления претензий по госгарантиям может отпугнуть банки и в который раз сильно помешать реализации проекта антикризисной программы.

Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать