Главная
>
Статьи
>
Короткий анекдот Нины Валенской

Короткий анекдот Нины Валенской

12.09.2008
0

18 октября Всероссийский театральный фестиваль «Норильские сезоны», который уже пятый год проходит под эгидой Фонда Михаила Прохорова, впервые откроется спектаклем местного театра. Норильский заполярный театр драмы представит свою последнюю премьеру – чеховский «Вишневый сад» в постановке Линаса Зайкаускаса. Раневскую в нем сыграет заслуженная артистка России Нина Валенская. Как говорит сама актриса, для нее эта роль – настоящий подарок.

Испытание Чеховым

– Даже не ожидала, что судьба так расщедрится. Нет, я не жалуюсь, переиграла в своей актерской жизни очень много классики – и русской, и зарубежной. У меня в театре вообще все сбывалось – даже тогда, когда и не мечтала о каких-то ролях. Именно поэтому уже ничего особо не ожидаю – есть свой кусочек пирога, и слава богу. К тому же я уже играла Елена Андреевну в «Дяде Ване», режиссер Александр Зыков ставил этот спектакль много лет назад в Оренбурге. Ну и хватит, думала: я уже прикоснулась к Чехову, а кто-то из моих коллег, может, вообще никогда к нему не прикоснется. Для актера такая обделенность очень печальна. Это очень хорошая литература, актер на ней формируется. В классике герои очень непростые, и мотивации у них у всех интересные, там существует еще и какой-то бессознательный уровень – это школа, как станок в балете. А дальше – хоть в авангард, хоть в модерн, куда угодно! Классика – необходимая база, которая формирует вкус. Она не даст ошибиться, будет держать актера во всем и везде. И даже в третьеразрядных комедиях не позволит ему скатиться в пошлость.Нина Валенская

Вообще я очень рада, что посчастливилось еще раз сыграть чеховскую пьесу – этот писатель меня сильно зацепил и заинтриговал. Исследователи в голос называют Чехова пророком, неразгаданной личностью – из его дневников еще черпать и черпать! Чтобы понять, что он за явление – не только в литературе, но и во всей мировой культуре. Ведь посмотрите, как верно он все предсказал! В нашем спектакле халат Раневской расшит вишневыми веточками – некий символ того прекрасного, уходящего, что больше не вернется по определению. Как класс – их всех вырубят под корень… И очень жаль, что у нас в стране Чехова затаскали по школьной программе, замылили – он значительно выше и серьезнее. Но вообще, вы знаете, сколько видела постановок и экранизаций по Чехову, не могу сказать, что меня что-то потрясло. Это было мило, приятно, не раздражающе. Но чего-то не хватало. Может, какого-то внутреннего света?..

Загадочная Раневская

– Насколько мне самой по-человечески близка Раневская? Трудно сказать… И какая из чеховских героинь мне наиболее созвучна, ответить не могу – я об этом просто не задумывалась. А что касается Раневской – если честно, я так и не поняла ее до конца. Есть некий внешний глянец – игра, ее способ существования и защиты от жестокости окружающего мира. А что за этим лоском, какая она изнутри – поди пойми… Я считаю, что во многом ей не дает проявляться воспитание: в то время у людей дворянского сословия считалось, что откровенность – дурной тон. Нам, выросшим в иную эпоху, воспитанным на «шедеврах» наподобие «Дома-2», когда все нараспашку, на продажу и чем скандальнее, тем притягательнее, – нам трудно это понять. А Раневская, на мой взгляд, лишь в одной сцене позволяет себе быть откровенной. И то лишь потому, что она стала защищать другого человека. Я говорю о сцене, где Раневская обрушивается на Петю – она просто уже не выдерживает его бесконечных нападок на Варю.
А для Лопахина, как мне кажется, Раневская притягательна именно своей недосягаемостью. Как и для остальных. И дело тут не в плотской любви. Это притягательность иного культурного и социального пласта. К тому же из Франции приехала – а в России всегда был интерес ко всему заграничному. И поэтому «присоседиться» к Раневской по определению не получится – она другая.

Режиссеры-вампиры

– Жизнь актрисы на театре, как у нас говорят, – короткий анекдот. Я была согласна с таким определением несколько лет назад, и спустя время мое восприятие не изменилось. Абсолютно. Самое противное в нашей профессии – над актером все начальники. Есть некий распространенный стереотип, что артисты – люди капризные, своенравные, зачастую просто невыносимые. Но ведь то же самое можно сказать и о режиссерах! Хотя, повторюсь, мне везло в профессии – сразу пошли большие роли, играла центральных героинь. Начала с Вампилова, моя первая роль – Нина в «Старшем сыне», еще в Пензе ее сыграла, в моем первом театре. Но при всей моей актерской востребованности – а творческие простои у меня случались крайне редко и ненадолго – отношения с режиссерами всегда складывались непросто. Однажды, помню, после какого-то спора так сильно эмоционально затратилась, что у меня отнялись ноги. А потом и речь потеряла – сама не ожидала такой реакции…

Понимаете, я с режиссерами не ругаюсь, просто не умею – все переживаю в себе. Начинаю нервничать, краснеть, лицо идет пятнами – все нервы оголены. Репетиции бывают очень кровавые. Даже лучшие из режиссеров – жуткие вампирюги. Хотя, не сомневаюсь, они того же мнения о нас, актерах. (Смеется.) Помню, Берман ставил у нас «Когда она умирала» Надежды Птушкиной. И однажды на репетиции он заставил меня 35 раз произносить одну и ту же фразу. А все актеры сидели и терпели. Я тоже терпела – видит бог, я очень терпеливая женщина. Но на 35-м повторе обошла кресло, на котором сидела, и потом вдруг стала его поднимать. Молча. Не знаю, что я хотела с ним сделать, но при этом у меня текли слезы. Мой коллега Сергей Ребрий решил спасти ситуацию. Бросился ко мне, кое-как усадил. А Берман посмотрел на это и засмеялся: «Все, перерыв». Раньше меня упрекали за то, что во мне нет драматизма. А сейчас, наоборот, за то, что во мне его слишком много! (Улыбается.)
Но все прощаешь режиссеру, когда видишь хороший результат – хоть понимаешь, ради чего мучился.

В театре не без оговорки

– О, это распространенное явление! Иногда бывают просто шикарные оговорки. Пожалуй, одна из самых запомнившихся, чему я сама была свидетелем, – сцена в сказке «Маугли». Я играла там дикую обезьяну, висела на лиане. А Шерхана играл очень колоритный актер Ашот Айрапетов, царство ему небесное. И вот представьте: утро, причем спектакль шел в разгар каких-то праздников – с артикуляцией у нас было все очень непросто. Шерхан с Маугли столкнулись в джунглях. В этот момент Шерхан должен был произнести фразу, которая начиналась словами: «Не тебя ли, облезлая обезьяна…» И вот Шерхан говорит: «Не теля бли…» Все замерли. Шерхан еще раз напрягся: «Не тебя, бл***ь…» А потом он решил еще раз поправиться и выдал: «Не тебя, бл***, беззубая обезьяна!» Мы, обезьяны, посыпались вниз со своих лиан! Просто в то время актер, который играл Маугли, вставлял зубы. И, видимо, помня об этом, Ашот назвал его не облезлой обезьяной, а беззубой. С актрисы Галкиной, которая играла индианку, слетела юбка, она осталась в одних шароварах (хорошо хоть не в бикини!) – она от смеха схватилась за живот. Все произошло одновременно. Наш Маугли не знает, что ему делать, – то ли бросаться прикрывать полуобнаженную индианку, то ли обидеться и сказать, чтобы мы все заткнулись. В конце концов он прикрыл индианку – джентльмен! (Смеется.)

Как в первый раз

– Я не могу говорить в интервью о личном. Точнее, сказать-то могу, но потом очень больно это читать. В жилетку плакаться – это разве что друзьям. Всякое в жизни бывало… Однажды я просто сломалась. Кто-то в таких случаях спивается, кто-то уходит из профессии – дверей полно, куда вылететь. Но я не ушла из театра – видимо, на изломе покрепче стала. Хотя, не поверите, сколько лет уже работаю, но всякий раз перед началом спектакля трясусь, руки ледяные – как будто в первый раз выходить на сцену!

Здоровье – не культ

Очень люблю натуральный кофе – эспрессо, иногда по-турецки. Из напитков покрепче предпочитаю пиво, особенно темное – крушовицу. И сухое вино. К коньяку отношусь осторожно – не раз обжигалась на паленом коньяке. Так что предпочитаю не рисковать.
Как видите, у меня нет культа здоровья. Вообще не люблю официоза. Не понимаю людей очень правильных. Думаю: что же стоит за этой правильностью? Хотя время от времени занимаюсь фитнесом. Но не выматываю себя бесконечными тренировками, все делаю в удовольствие. Очень люблю баню, особенно русскую. Да и в финской не прочь попариться. Уже года два не ем мяса. Просто однажды решила попробовать попоститься. Правда, пост так и не выдержала, но от мяса с тех пор отказалась. То ли уже наелась его: на севере мясо и рыба – основная еда. А еще как-то по телевизору увидела, как животных зверски убивали на бойне. А если живую скотину убивать, и она об этом знает, то ген ее страха переходит на химическом уровне тем, кто ест ее мясо – такая пища воспитывает рабов.

А вообще – хотела бы жить в деревне, обожаю природу! Кто знает, может когда-нибудь, после ухода на пенсию, найду себе тихий уголок в сельской местности. (Улыбается.)

Елена Коновалова, фото Натальи Барановой

Рекомендуем почитать