Главная
>
Статьи
>
«Предложение»/ "The Proposal"

«Предложение»/ "The Proposal"

23.06.2009
4

ПредложениеРежиссер — Энн Флетчер
 В ролях: Сандра Баллок, Райан Рейнольдс, Молин Акерман, Крейг Т. Нельсон, Мэри Стинберген, Бетти Уайт, Дэннис О’Хэар

Продолжительность — 107 м

«Предложение» — очень удобное кино для теоретиков, занимающихся современным киномэйнстримом. По нему хоть прямо сейчас бери и пиши работу «Самые распространенные сюжетные клише в романтических комедиях конца 90-х начала 2000-х годов». Здесь собрано почти всё. И служебный роман, и смена традиционных ролей мужчины и женщины (она — босс, он — ассистент, то есть, практически секретарша в штанах), и перевоспитание железной стервы, и знакомство с родителями, и появление искренних чувств в паре, что терпеть друг друга не может, но изображает влюбленных по разным выдуманным причинам, и побег из-под венца, и даже столкновение большого города и мирной глубинки, так, до кучи.

С таким грузом общих мест «Предложение» по всем статьям должно было бы тихонечко булькнуть и отправиться ко дну — и тем любопытней, что оно всё-таки держится на плаву. А держат его, в первую и последнюю очередь, две пары нежных женских рук. Одна принадлежит комедиографу Энн Флетчер, режиссеру пока не особенно опытному (на её счету два фильма, «Шаг вперёд» и «27 свадеб»), но, скажем так, подающему надежды. Флетчер уже во второй раз подряд удаётся не самый легкий на свете манёвр — взять насквозь штампованную жанровую историю и найти в ней местечки, куда можно впустить настоящую жизнь. Причём сделать это очень точно отмеренными дозами — не скатываясь в суровый реализм, но всё же достаточно, чтобы придать некоторого блеска и изящества типично киношным сюжетным загогулинам. В «Предложении», которое всю дорогу едет по строго заданной колее, вплоть до предсказуемости определенных шуток (вот, скажем, Сандра Баллок на высоких каблуках на каменистом причале с тяжеленным чемоданом — сразу понятно, как неуклюже она будет его тащить), время от времени будто из ниоткуда случаются вдруг сцены страшно приятные и довольно неожиданные. Вот растрёпанная Баллок в халатике в клетку пытается поутру на лужайке перед домом скормить орлу белого щеночка; или вот она же пляшет в лесу вокруг костра, выпуская на волю собственную женскую сущность, с непредсказуемыми вербальными результатами. В золотой фонд мировой комедии эти сцены, пожалуй, не возьмут — но встретить их в фильме, от которого не ждёшь вообще никаких сюрпризов, почти здорово.

Другая женщина, вытаскивающая на себе «Предложение» из болота унылой предсказуемости в более чистые и теплые воды — это, конечно, сама Баллок. После нескольких лет попыток найти себя в иных жанрах (см., например, фильм «Столкновение»), актриса с явным удовольствием возвращается к романтической комедии — корчит смешные рожицы, сдувает со лба выбившиеся прядки, комически ойкает и ахает, устраивает полувоенные операции против пресловутого белого щеночка, не дающего ей выйти из ванной, и в целом очевидным образом чувствует себя в своей родной стихии. Их партнёрство с Рейнольдсом, конечно, наводит на ностальгические размышления о том, что романтический актёр нынче несколько (ну, ладно — сильно) измельчал, но, справедливости ради, вместе они работают довольно неплохо. Скажем, сцена в спальне, где они вдруг начинают обмениваться разными фактами о себе, разыграна с тонкостью и даже некоторой нежностью. Именно вот эти неброские, но милые штришки делают «Предложение» чуточку более милым и интересным, чем кто-либо имел основания от него ожидать.

Вердикт Кочерыжкина - насквозь знакомая, но довольно убедительная романтическая комедия

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать