Главная
>
Статьи
>
Детям до 16...

Детям до 16...

17.09.2010
10

Детям до 16Режиссер — Андрей Кавун
В ролях: Дмитрий Кубасов, Лянка Грыу, Анна Старшенбаум, Павел Прилучный, Алексей Шевченков
Продолжительность — 75 мин

Пустое, бессмысленное название-штамп (это предупреждение? Наказ? Завет? Прокатный рейтинг? Что?). Невнятная глянцевая афиша, полный саундтрек одинаковых трепетных песен на английском, общее резкое увеличение мировой энтропии всякий раз, когда новейшее отечественное кино пытается поговорить за чувства.

В общем, у фильма «Детям до 16...» полный набор самых критических показателей никогда, никогда, никогда его не смотреть. Но — снял это произведение Андрей Кавун, автор бодрой «Охоты на пиранью» и мощного «Кандагара»; одно это соображение перевешивает всё остальное.

Нет, «Детям до 16...» ни разу не идеальная вещь. Это, прямо скажем, самое слабое кино режиссера. Едва ли не половину и так не самого длинного фильма Кавун отдаёт под как-бы живописные планы вечерней Москвы, причем сняты они как будто с двумя целями — дать оператору покрасоваться своей коллекцией фильтров, а режиссеру растянуть довольно куцую историю до более-менее полного метра. Плюс как географическая привязка это тоже не работает — реальной Москвы в этих кадрах нет, вместо неё мог бы спокойно мигать огонёчками любой другой немаленький город.

Пристрастие музыкального директора фильма ко включению в ключевые (а также все прочие) моменты плаксивых англоязычных пост-бритпоповских баллад тоже в определенный момент начинает страшно раздражать — уже минуте на 50-й прикидываешь, осчастливил ли фильм «Детям до 16...» абсолютно всех последователей группы Travis на территории бывшего Советского Союза, или всё-таки пара-тройка групп ещё успела отсидеться в тени.

Но всё же, всё же — при всех этих понятных вопросах к фильму в «Детям до 16...» всё равно чувствуется какая-то приятная жанровая убедительность. И по «Пиранье», и по «Кандагару» было заметно, что Кавун побольше других соотечественников понимает в жанровой механике — и на «Детях» выясняется, что его понимание распространяется не только на сугубо пацанские жанры. «Детям до 16...» — внятная и вменяемая мелодрама, про любовь и секс, про выбор и ошибки, про взросление и упущенные возможности.

Причем это вовсе не ностальгическая история про упоение первым чувством и первым сексом (хотя и то, и другое здесь есть, причем поданное одновременно достоверно и без жеманства) — с этого Кавун начинает и потом идёт дальше, рассказывая и о первых предательствах и трагедиях, о слабостях и подлостях, о том, как нелегко бывает сделать выбор и ещё тяжелее потом жить с его последствиями.

Интересно, что Кавун тут подчеркнуто не играет ни за чью команду — он ничуть не романтизирует первую любовь (молодёжь у него терзает себя и друг друга с совсем не романтической остервенелостью), но в то же время и не читает нотации с позиции старшего товарища (время от времени кто-нибудь из взрослых пускается в монологи о том, как на самом деле надо, и становится видно, что и они тоже такие же замученные и озлобленные собственным болезненным опытом люди). У него вообще довольно трезвый взгляд — он может на уровне единовременного обмена репликами показать, как будничность ласково душит юное щенячье чувство, или почему молодой безответственный ловелас вырос именно таким.

Но выход всё же есть — и он в честности с самим собой, в принятии собственного выбора и прочих банальных вроде бы вещах, которые почему-то бывает так сложно сделать. Нормальная такая мораль для фильма про студенческую первую любовь, с пустым и бессмысленным названием и раздражающим саундтреком, не правда ли?

Вердикт Кочерыжкина — несколько неряшливая и перекрученная стилистически, но верная в главном мелодрама

Рекомендуем почитать