Главная
>
Статьи
>
Забери мою душу/ My Soul to Take

Забери мою душу/ My Soul to Take

11.10.2010
9

Режиссер — Уэс Крейвен
В ролях: Макс Тьерио, Джон Магаро, Полина Ольшински, Эмили Мид, Дензел Уайтекер, Зена Грей, Ник Лэшэуэй
Продолжительность — 107 мин

Забери мою душуРеволюция в отдельно взятом жанре — дело нелёгкое. Уэс Крейвен произвёл её в своём жанре дважды, сначала «Кошмаром на улице Вязов», потом «Криком» — но, тем не менее, судя по «Забери мою душу», всё ещё пытается сделать это с жанром хоррора и в третий раз. Жанр в ответ пытается ему сказать что-то вроде «Остынь, мужик, всё и так в норме».

На первый взгляд «Забери мою душу» — первая режиссерская работа Крейвена за пять лет и первая единоличная сценарная за шестнадцать — ровно то, что Крейвену всегда удавалось лучше всего; бодрый слэшер про то, как фотогеничных школьников режет в капусту в порядке очередности таинственный убийца с ножичком.

Только не ради расширения постмодернистского жанрового дискурса, как в «Криках», а в силу куда более сложносочиненных мистических причин. Сложносочиненных настолько, что в одной только завязке «Забери мою душу» происходит раза в четыре больше, чем практически в любом другом фильме ужасов.

Тут тебе и маньяк-потрошитель, держащий в страхе маленький городок Ривертон, и надпись на ноже, и беременная жена, и голоса в голове, и раздвоение личности, и пять фальшивых смертей на трёх человек, и взорвавшаяся машина скорой помощи, и обещание вернуться из могилы — и всё это ещё ДО титра «Шестнадцать лет спустя». Дальше, впрочем, Крейвен работает так же избыточно. На «Забери мою душу» часто накатывает ощущение, что вообще-то он сочинял нормальный хоррор-сериал серий на 5-6, а потом одним могучим усилием утолкал его весь в час пятьдесят экранного времени. В результате фильм всё время норовит съехать в какие-то отдельные от магистральной линии вещи.

Героям, семерым подросткам, родившимся вместе в день смерти Ривертонского потрошителя, придумана куча дополнительных финтифлюшек — один слепой, другого истязает садист-отчим, третья истово религиозна, у четвертого странности с головой. Плюс между ними существует излишне сложная система отношений — эта влюблена в того, ему же нравится вон та, которая симпатизирует ему в ответ, но из соображений социального статуса держит это в тайне и нехотя отвечает на домогательства вот этого, и так далее. И это я ещё молчу про линию с девичьей тайной ячейкой, по чьим правилам живут все старшеклассники ривертонской школы.

За всеми этими бесконечными вензелями Крейвен как будто совсем забывает про главное — те потусторонние причины, по которым мертвый убийца возвращается с того света в душах семерых детей, родившихся в день его смерти, тут очень удачно не объясняются вообще. Равно как и механизм странной психической связи, возникшей вследствие этого между ребятами.

В результате в «Забери мою душу» регулярно на ровном месте случаются сцены, которые никак не объяснить — главному герою мерещатся в зеркалах убитые товарищи, главный герой со своим лучшим другом начинают повторять все жесты и действия друг друга и т.д.

Собственно хоррор-часть с нападениями маньяка обставлена также небрежно. Во время первого убийства он вообще этак буднично выходит из леса за спиной у первой жертвы, потом зачем-то ведёт себя, как затянувшаяся галлюцинация, хотя в финале оказывается совершенно живым человеком, убивающим потому что... что? Да чёрт его знает, что, на самом деле, потому что к финальной сцене объяснения его мотивов вся эта свистопляска с переселением душ и прочей мистической ерундой закрутилась в такой непролазный клубок, что не понять вообще ничего.

Интересно при этом вот что — да, объективно «Забери мою душу», наверное, очень плохое кино. Но наблюдать за тем, как талантливый мастер почти два часа живописно сходит с ума — зрелище всё же довольно завораживающее, просто в силу своей неописуемой странности. И в свете того бардака, что творится в «Забери мою душу», становится особенно интересно — как же будет выглядеть «Крик 4», который Крейвен как раз заканчивает?

Вердикт Кочерыжкина — очень нескладный и неправильный, но именно этим и интересный ужастик

Рекомендуем почитать