Главная
>
Статьи
>
Сатисфакция

Сатисфакция

28.01.2011
34

СатисфакцияРежиссер — Анна Матисон
В ролях: Евгений Гришковец, Денис Бургазлиев

Продолжительность — 93 мин

Чего у художественного фильма «Сатисфакция» не отнять, так этой дельной центральной идеи. Двое мужчин, один постарше и успешнее, второй моложе и настырнее, устраивают алкогольную дуэль из-за женщины — кто первый вырубился, тот и проиграл.

Сколько всего интересного можно вскрыть в такой словесной и идейной пикировке двух равных соперников — идеологического, отношенческого, поколенческого.

На практике из художественного фильма «Сатисфакция» (в том виде, что он представлен на наших киноэкранах) можно сделать только два вывода. Первый — что современным, много мнящим о себе мужчинам по основополагающим вопросам мироздания тупо нечего сказать (вывод, есть подозрение, немного не входивший в планы создателей картины).

И второй, более практический — что взаимодействия Евгения Гришковца и кинематографа стоит ограничивать малыми формами, в духе его памятного выхода в х/ф «Прогулка». А главные роли, крупные планы и, главное, полнометражные сценарии оставить другим, более подкованным в данных вопросах людям.

В «Сатисфакции» задуманный соавторами Гришковцом и Анной Матисон безжалостный драматический экскурс в глубину души современного мужчины оборачивается неопрятной пьяной болтовнёй того самого толка, который бывает интересен ровно в одном случае — когда сам принимаешь в разговоре непосредственное участие (и пока не протрезвел). Там, где должны были столкнуться носители разных культур, идеологий и ценностей, у них сходятся интеллектуально подкованный жлоб (Гришковец) и человек — пустое место (Бургазлиев).

Один постоянно стремится манипулировать своим вроде бы другом даже в ситуации многократно декларируемого честного разговора по душам о самом важном, и всё время пытается свести указанный разговор к тёрке по понятиям (не в дворово-лагерном формате, конечно, но принцип тот же). Второй вообще лишён свойств — он герой-функция, герой-ракетка, чья задача принятием реплик Гришковца и возвращением их на его поле в принципе исчерпывается.

Какую правду о жизни нам предлагается разглядеть в разговоре этих, в сущности, решительно неприятных, зацикленных на себе людей (в начале, впрочем, есть два эпизода, призванных рисовать героя Гришковца человеком порядочным, честным и благородным, но используемые там методы настолько смехотворны, что достигается обратный результат), совершенно неясно.

Нет, в «Сатисфакции» периодически всплывают фирменные гришковецкие нотки — но тут как-то окончательно понимаешь, что его знаменитая неловкая искренность нараспашку действенна только в абстракции. Обычный герой Гришковца — он ведь никто и одновременно все сразу, существо надмирное, живущее среди мечтаний, грёз и воспоминаний, словом, в первую очередь в сфере эмоций. Когда же свойственные ему монологи пытаются засунуть в рот вызывающе-конкретному персонажу — у него есть фамилия, костюм, строительный бизнес, связи, личное авто с водителем и четвертая жена, пусть она и за кадром — случается неловкий перекос.

Тонкие эмоции не клеятся к строительному бизнесу и личному «мерседесу», хоть ты тресни, — но Матисон с Гришковцом настаивают и клеят. И эта их настойчивость делает «Сатисфакцию» штукой ужасно надуманной и совершенно, клинически неживой. А драма, которая перестаёт чувствовать пульс жизни — на черта такая нужна?

И ещё — сказал бы Евгению Гришковцу кто-нибудь смелый, какое визуальное впечатление производят крупные планы его лица на большом экране. Причем в идеале этот кто-нибудь должен был бы сказать это до премьеры «Сатисфакции» — глядишь, её можно было бы смотреть без периодических содроганий.

Вердикт Кочерыжкина - энд ай трай, энд ай трай, бат ай кэнт гэт ноу сатисфэкшен

Рекомендуем почитать