Главная
>
Статьи
>
Гарри Поттер и Дары смерти, часть 2/ Harry Potter and the Deathly Hallows, Pt 2

Гарри Поттер и Дары смерти, часть 2/ Harry Potter and the Deathly Hallows, Pt 2

15.07.2011
15

Режиссер — Дэвид Йейтс

В ролях: Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон, Руперт Гринт, Рэйф Файенс, Алан Рикман, Робби Колтрейн, Джон Хёрт, Иванна Линч, Мэттью Льюис, Том Фелтон, Майкл Гэмбон, Хелена Бонэм-Картер, Джейсон Айзекс, Сиаран Хайндс, Мэгги Смит, Бонни Райт, Джим Броадбент

Продолжительность — 130 мин

Ну, вот и всё.

Десять лет. Восемь фильмов. Четыре режиссера. Шесть с половиной миллиардов долларов в мировом прокате. Так заканчивается киносага о Гарри Потере. Заканчивается вторыми «Дарами смерти» — эпическим мощным аккордом. Ну, или вроде того.

Вообще, сейчас, оглядываясь на уже законченный цикл киновоплощений Гарри Поттера, становится окончательно ясно, почему гражданин Дэвид Йейтс для компании «Уорнер» оказался предпочтительнее, нежели Спилберг, Гиллиам, Паркер, Дель Торо, Брана, Жене и прочие знаменитые режиссеры, попадавшие за эти десять лет в списки потенциальных постановщиков «Поттера». Все они — уже сложившиеся художники, с собственными интересами и манерами, с которыми необходимо было бы считаться. А нужно было нечто другое — человек, который прилежно переведёт всё необходимое в красивые движущиеся картинки, а затем вежливо отойдёт в сторонку. Именно так Дэвид Йейтс и поступил.

Спору нет, вторые «Дары смерти» эпичны и размашисты, они берут за горло, придавливают к полу и регулярно трогают за душу — то есть, вроде бы делают всё то, что положено делать финальному выпуску большой волшебной эпопеи про борьбу добра и зла. Но все эти серьёзные мощности — по сути, накопившаяся многолетняя инерция огромной многоуровневой истории, которая именно здесь наконец обрушивается на землю в месте своей окончательной парковки. Раскрываются тайны, закрепляются несмелые отношения, давние противники сходятся лицом к лицу и начинается эпическая битва, которая решит судьбу всего мира — чтобы вообще никак не отреагировать ни на одно событие из этого списка (а «Дары смерти» процентов на 80 состоят только из Самого Главного), надо быть, наверное, сделанным из камня.

Но вот загвоздка — всё это великолепие входит в обязательную программу, в набор, который достался фильму по наследству от книги и без которого сам фильм был бы попросту немыслим. Усердно отрабатывая пункты этой программы, Йейтс совершенно не считает нужным декларировать какое-то собственное отношение к происходящему, резонно рассудив, что программа крута и сама по себе — и потому во вторых «Дарах смерти», мощных, ярких, красивых, мрачных, много сюжетного волшебства в кадре, но абсолютно отсутствует собственное, кинематографическое волшебство.

Да, когда они дарят нам могучие картины эпической битвы, за шумом и яростью этого не очень заметно. Но в крохотных паузах между судьбоносными схватками, решающими самопожертвованиями и программными речами мучительно видно, что Йейтс в эти моменты тишины разом теряется — персонажи растеряно жмутся по углам, плеяда великолепнейших британских артистов, оставшихся без реплик, но засунутых в кадр согласно плану инвентаризации, виновато заглядывает в камеру. Мощнейший ресурс, с помощью которого можно было заставить петь каждую, даже самую незначительную сценку — и который, заметим, оптом прилагается к «Гарри Поттеру» по умолчанию — презрительно отодвигается куда-то на третий план; не до вас, у нас тут по расписанию очередная дуэль на палочках. А сколько их было уже, этих дуэлей на палочках, за семь-то фильмов? А отличаются они чем-нибудь? Вот именно.

В общем, вот что мы видим в фильме «Гарри Поттер и Дары смерти, часть 2» — мы видим, что получается, когда рулить экранизацией большой сказки ставят человека без фантазии. Не знаю, как вам, а мне казалось, что без неё в деле экранизации сказок никак.

Вердикт Кочерыжкина - финал, где всё по плану

Рекомендуем почитать