Главная
>
Статьи
>
Фильм: «Шпион»

Фильм: «Шпион»

09.04.2012
17

Режиссер — Алексей Андрианов

В ролях: Данила Козловский, Федор Бондарчук, Владимир Епифанцев, Виктория Толстоганова, Сергей Газаров, Алексей Горбунов, Анна Чиповская

Продолжительность — 105 мин

С экранизациями Борису Акунину традиционно везёт не очень. «Шпион», очередной отчаянно смелый прыжок на те же грабли, самому автору вроде нравится — впрочем, насколько это верная рекомендация, надо ещё разобраться.

В «Шпионе» режиссер-дебютант Андрианов пытается превратить акунинский «Шпионский роман» (вряд ли входящий в число главных произведений автора) в веселое приключенческое кино со слегка расфокусированным взглядом и затем поместить его в пространство такого фантазийного Советского Союза, переживающее последние мирные деньки перед Великой Отечественной. Один из основных аттракционов «Шпиона» — именно фантазийная сталинская Москва, воссозданная на компьютере по тому громадью предвоенных эпических планов, которым никогда не было суждено воплотиться в жизнь. Понятно, чтобы детально оценить, насколько хорошо этот замысел был исполнен, надобно быть либо историком, либо москвичом со стажем (в идеале и тем, и другим). Но с кинокритической колокольни важней не то, как красиво или верно нарисованы здания — а тот факт, что режиссеру Андрианову вообще важно такое понятие, как пространство, в котором разворачивается его кино.

Прогрессивная русская кинокритика уже выставила «Шпиону» традиционно немыслимый счёт за все его (а также, по традиции, и всего остального новейшего отечественного кино) прегрешения — но мне лично кажется, что с показательной поркой в этот раз торопиться не стоит. Да, в «Шпионе» у дебютанта Андрианова имеются серьёзные проблемы с интонацией. Он, с одной стороны, всю дорогу старается выдерживать игриво-несерьёзный тон залихватского кинокомикса, лучше всего воплощенный в сцене внезапного танго майора Октябрьского (Бондарчук) с русской кинозвездой в московском ресторане. С другой же, под конец начинает неотвратимо съезжать в мрачноватую драматизацию советских НКВД-шных реалий, что категорически не стыкуется с развеселым комиксом про доблестных разведчиков.

Понятно, что история о мрачных подтекстах деятельности НКВД «Шпиону» досталась по наследству от первоисточника — но всё же кажется, что можно было бы привести две половины истории, авантюрную и подвально-арестную, к более убедительному равновесию. В том же виде, как есть, они основательно диссонируют — особенно в самом финале, где сюжет демонстрирует нам героя, поступающего по совести, только для того, чтобы в финальных титрах намекнуть на его последующие доблестные подвиги, совершенные в сотрудничестве с режимом.

Но вот немаловажный момент — предъявляя «Шпиону» претензии в некоторой несбалансированности интонации, мы, тем самым, фактически признаём, что некоторая интонация у него есть. И это действительно так — большую часть своей продолжительности «Шпион» демонстрирует очень правильную легкость походки, при которой даже Федор Сергеевич Бондарчук как-то вытягивается и начинает поблёскивать глазками, не говоря уже о Даниле Козловском, которого давно пора уже было переводить на главные роли. Выразимся так — сам по себе «Шпион», быть может, не является идеальным развлекательным фильмом, но он отчётливо даёт понять, что где-то впереди у нашего кино перспектива, наконец, такое кино сделать вполне маячит.

Вердикт Кочерыжкина — ничуть не идеальный, но смотрящий в правильную сторону кинокомикс по мотивам романа Акунина

Рекомендуем почитать