Главная
>
Статьи
>
Люди в черном-3 / Men in Black III

Люди в черном-3 / Men in Black III

25.05.2012
32

Режиссер – Барри Зонненфельд

В ролях: Уилл Смит, Томми Ли Джонс, Джош Бролин, Эмма Томпсон, Элис Ив, Жермейн Клемент, Майкл Штульбарг, Билл Хэйдер

Продолжительность – 103 мин

Третий выпуск – важный рубеж для любой мятущейся франшизы; тут либо возрождается надежда, либо окончательно сдают в утиль. Третьи «Люди в черном» – скорее первый случай, нежели второй; ура, что ли.

Полтора десятилетия, что прошли с выхода первых «Людей в черном», основательно укрепили то настороженное подозрение, что зародилось где-то в районе сиквела – что оригинальный фильм был скорее вспышкой на солнце, внезапным выкрутасом своенравного фатума, нежели закономерной суммой вложенных в фильм талантов участников. Авторы фильма, похоже, сами так и не смогли понять, как им удалось это алхимическое слияние фантазии, юмора и специальной легкости интонации, при котором комический боевик со спецэффектами и ироничное размышление об устройстве вселенной (и его непостижимости) не толкались внутри скромного полуторачасового хронометража, а сбацали вместе причудливый танец.

По крайней мере, на поиск ответа на этот вопрос у них ушло много лет, пара фильмов и много миллионов бюджетных долларов. Получавшиеся в результате творения – включая и честную попытку практически скопировать оригинал, предпринятую во вторых «ЛвЧ» - меж тем слали всеми миру скупые телеграммы: «Опять не получилось».

Перспектива третьих «Людей в черном», в свете всего вышеперечисленного и прогрессирующей невменяемости фильмов режиссера Зонненфельда (быстрый тест для киноманов – ну-ка, хоть один приличный фильм, выпущенный под этой фамилией с 1997-го года? Вот именно), вряд ли казалась кому-то хоть сколько-то радужной. Фатум, однако, оказался не чужд сентиментальности - перед нами если и не безоговорочный триумф, то внятное и остроумное показательное выступление памяти первого фильма. Как минимум.

Одним-единственным движением – отправляя героев в прошлое, причем не абы куда, а в день запуска «Аполлона-11», того самого, что занёс астронавтов на Луну – «Люди в черном-3» решают сразу массу вопросов. На практическом, сюжетном уровне они красиво смещают вектор в немного непривычном направлении – формально на авансцене здесь дуэт тех же героев, но роли у них изменены и перепутаны. Смит проживает классический комический сюжет чужака в странном мире (кстати, остроумная отсылка к первой части, где с ним происходило по сути то же самое), а Джонса заменяют юной версией в замечательном исполнении Бролина, который смешно копирует Джонса и в то же время аккуратно и продуманно расширяет его образ. Новый контекст к тому же даёт массу поводов для шуточек на прежде не затрагиваемые в «Людях в чёрном» темы. Есть, например, упоительный этюд про то, что делает чёрный в хорошем костюме за рулём хорошей машины, ну и обязательная для «Л в Ч» история про используемые технологии здесь получает весьма любопытное прочтение.

Но важней, пожалуй, другое – отправляясь в прошлое, «Люди в чёрном» внезапно красиво определяются с собственным местом во вселенском устройстве вещей. Именно здесь, когда Бролин и Смит пытаются оседлать ракету, отправляющуюся на Луну, становится окончательно понятно, что «Люди в чёрном» - сугубо ностальгическая история, абсолютный продукт времени бесконечной и несколько идеалистической веры в космос и в те тайны Вселенной, который он обязательно должен нам всем открыть. Для современного мира, слишком уж запутавшегося в сложности собственного ежедневного устройства, эта история, пожалуй, немного простовата и наивна. Дистанция между миром «Л в Ч» и миром за окном красиво подчеркивается тем, как авторы обыгрывают обязательные камео мировых знаменитостей – раньше тебе пихали в нос Майкла Джексона на крупном плане, здесь моргни и не заметишь Леди Гагу.

Но в этой наивности – в то же время и великая сила «Людей в чёрном». Именно она позволяет в конечном итоге глядеть на мир гораздо шире, чем можем себе позволить все мы, современные и продвинутые; только в ней на тираду вроде «Я твой напарник из будущего, которого ты ещё не знаешь, и я прилетел из будущего, где Землю вот-вот уничтожат коварные пришельцы, чтобы спасти тебя и всю планету, потому что именно ты должен помочь её спасти» можно ответить, не моргнув глазом, «Ну ладно».

Эта наивность легко позволяет быть сентиментальными – там, где предыдущие части всё время рвались раскрывать секреты мироздания, в «Людях в черном-3» прямым текстом говорится, что есть секреты поважнее вселенского устройства, и эти секреты существуют намного ближе. Не где-то там, в недостижимых космических далях, а вот здесь, между нами, простыми человеческими существами. В том, какие многочисленные пути может избрать наша жизнь – и в том, какой единственный в конце концов выбираем для неё мы сами.

То есть, «Люди в черном-3» делают прекрасную и удивительную вещь. Они не только весело и увлекательно продолжают славное дело первого фильма, а заодно одним фактом своего присутствия оправдывают существование второго - они ещё прямым текстом формулируют общий высший смысл всей трилогии. «Люди в чёрном» - о том, как смотреть в мир широко открытыми глазами; и о том, что если не делать этого самому, скоро так смотреть станет совсем некому. Смешно это или грустно – уже решать вам самим.

Вердикт Кочерыжкина – пусть и запоздавшее лет на десять, но всё же конгениальное оригиналу продолжение – наконец-то

Рекомендуем почитать