Главная
>
Статьи
>
Джек Ричер / Jack Reacher

Джек Ричер / Jack Reacher

11.01.2013
5

Режиссер – Кристофер МакКуорри

В ролях: Том Круз, Розамунд Пайк, Роберт Дюваль, Вернер Херцог, Ричард Дженкинс, Дэвид Ойелово, Джей Кортни

Продолжительность – 130 мин

Ему плевать на закон, его волнует только справедливость – говорится в фильме «Джек Ричер» о его титульном герое. Подобный рыцарь без страха и упрека кажется приветом из какой-то ушедшей эпохи, а не героем нашего времени – тем более интересно посмотреть, как он будет выглядеть сейчас.

Режиссер МакКуорри, конечно, оглядывается на 70-е и рисует «Джека Ричера», подсматривая за старшими (Сидни Люмет, Уильям Фридкин). В фильме есть приятная старомодная размеренность – сюжет здесь не тащат от взрыва до погони за шкирку, ему дают дышать и развиваться спокойно, неспешно, узелок за узелком. Это, кстати, самый настоящий, классических пропорций детектив  - если бы авторы не сливали злодеев для пущего зрительского интереса минуте на двадцатой, всё было бы совсем по правилам. Скользящая камера Калеба Дешанеля держится с невероятным достоинством и явно считает, что даже рыкающая автомобильная погоня – не повод для истерической болтанки. Кульминация здесь и вовсе практически камерная, всего-то на два автомата, пару снайперских винтовок и не вовремя выпадающий ножик.

При этом МакКуорри четко помнит, что он ваяет не тематический триллер с важным лицом, а экранизацию книжки (одной из семнадцати), которую хватают со стойки в аэропорту перед рейсом. На каждый бесконечно проницательный взгляд на место преступления и смертельный удар ногой найдётся свой контрапункт – Джек Ричер постучится в кабинет к прокурору и ФБРовцу аккурат на реплике «Нам никогда его не найти», Вернер Херцог высунется из тёмного угла и заставит подручного отгрызать себе пальцы, случится нелепейшая драка в ванной, Том Круз примется героически отжимать рубашку.

Когда прямиком в третий акт въезжает на ржавом пикапе Роберт Дюваль с хитрым блеском в глазах, фильм и вовсе замирает в шажке от чего-то упоительно весёлого и хулиганского. Это ловкое сочетание уверенной неспешной стильности исполнения и не слишком серьёзного взгляда на собственный материал даёт на редкость славные результаты. Внутри «Джека Ричера» постоянно прячется такая едва заметная ухмылочка, благодаря которой смотреть его становится значительно приятнее.  

Есть, впрочем, и нюанс – вернее, даже нюансище. Фильмы вроде «Джека Ричера» живут только тогда, когда живёт их герой – а в данном случае это целиком и полностью зависит от степени индивидуальной переносимости артиста Круза. С теми, кто числится в церкви имени Тома Круза, всё предельно ясно (говорю это, на всякий случай, абсолютно без какого бы то ни было пренебрежения) – но, я уверен, есть и немало альтернативно настроенных зрителей. Тех, кому может показаться довольно нелепым зрелище того, как без пяти минут пятидесятилетний актёр Круз решает все проблемы, демонстрирует непоколебимые моральные принципы, острейший ум и блестящую боевую подготовку, а заодно наслаждается восхищенными взглядами девушек в барах – и всё это в фильме, где он сам же числится главным продюсером, можно понять. Выразимся так – лично меня Том Круз в «Джеке Ричере» почти убедил. Насчёт всех семнадцати не уверен, но как минимум ещё один фильм – давайте.

Вердикт – приятно старомодный триллер с Томом Крузом, изображающим крутого мужика – скорее хороший, нежели наоборот

Рекомендуем почитать