Главная
>
Статьи
>
Страсти Дон Жуана/ Don Jon

Страсти Дон Жуана/ Don Jon

30.09.2013
20

Режиссёр — Джозеф Гордон-Левитт

В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Скарлетт Йоханссон, Джулиана Мур, Тони Данца, Гленн Хедли, Бри Ларсон

Продолжительность — 90 мин

Романтическая комедия про порно — не каждый день доводится посмотреть фильм с таким описанием, тем более исполненный с таким остроумием, энергией, юмором, наглостью и человеческой чуткостью, как «Страсти Дон Жуана».

«Страстями» в режиссуре дебютирует Джозеф Гордон-Левитт, отличный парень и бесстрашный актёр, играющий в кино больше половины жизни и честно прошагавший путь от ролей в сериалах и амбициозных инди-картинах («Загадочная кожа» Грегга Араки, «Кирпич» Райана Джонсона) до заметных ролей в фильмах больших режиссёров («Линкольн» Спилберга, финальный нолановский «Бэтмен»). В принципе, те, кто внимательно следит за карьерой Джозефа, в курсе, что, помимо демонстрации почти безупречного вкуса в выборе ролей и режиссёров, человек ещё и убедительно поёт, отлично танцует и держит целую маленькую фабрику свободного творческого самовыражения (сайт hitrecord.com), присоединиться к которой и проявить себя может любой желающий. И эти люди вряд ли удивятся тому, насколько амбициозную задачу ставит перед собой Гордон-Левитт в «Страстях» — равно как и тому, с какой несколько даже хамской уверенностью он её успешно решает.

Титульный Дон Жуан, которого режиссёр (и, кстати говоря, сценарист) решительно играет сам — это Джон, или Джонни для членов своей семьи, чрезвычайно уверенный в себе ловелас из Нью-Джерси, которого приятели прозвали «Дон Жуаном» за его сногсшибательный успех у дам. Под успехом тут имеется в виду то, что периодически Джон уводит домой из вибрирующего ночного клуба какую-нибудь красотку — чтобы по-быстрому переспать с ней и больше никогда ей не звонить; потому что настоящая страсть Джона ждёт его не в клубе и не в постели, а в ноутбуке. Джон — фанат порно; только в компании пиксельных девчонок, согласных на всё, он может расслабиться по-настоящему.

Из такого не самого тривиального захода для комедии Гордон-Левитт уверенно лепит кино честное, смешное и чрезвычайно живое. «Страсти» на деле оказываются не совсем фильмом о любви — когда Джон встречает Ту Самую, девушку в красном платье по имени Барбара, которую играет к тому же Скарлетт Йоханссон, их история в конечном итоге развивается не самым очевидным образом. Скорее, Гордона-Левитта интересуют стереотипы всех мастей — социальные, романтические, поведенческие, всякие — и то, с какой лёгкостью люди позволяют стереотипам заменять в их жизни реальные, добытые собственным опытом чувства и знания. В принципе, в том и прелесть порно для героя — что в нём есть понятный набор понятных действий, на которые не всегда можно уговорить живую партнёршу; в одном грандиозном, гомерически смешном и бесстрашно вульгарном монологе Джон даже по пунктам разъясняет разницу, из-за которой порно может быть предпочтительней реальной девушки.

Да, практически все герои «Страстей» в той или иной степени стереотипы, не в последнюю очередь сам Джон, будто бы слепленный исключительно из самых мачистских представлений о том, каким следует быть современному мужчине. И Гордон-Левитт, с одной стороны, постоянно подчёркивает несколько автоматический, механический характер его существования, а с другой, никогда не позволяет себе относиться к своим стереотипам как к карикатурам. Да, эти люди, быть может, устроены довольно схематично, но режиссёр и сценарист ни на секунду не забывает о том, что внутри каждого из них бежит горячая живая кровь.

На воскресных обедах Джона в кругу семьи (в исполнении по-настоящему убийственного актёрского трио Тони Данца — Гленн Хедли — Бри Ларсон) мы видим комически-схематичный портрет итальяно-американской семьи, но в то же время этот портрет выписан с такой любовью и чуткостью, что им невозможно не засматриваться даже при некоторой грубости нюансов. Так, в принципе, и со всей картиной «Страсти Дон Жуана» — она, быть может, местами чересчур прямолинейна в своей иронии в адрес многочисленных клише в людских головах и в посыле о том, как важно смотреть не внутрь собственной головы, где живут ограничивающие твой опыт рамки, а наружу в большой удивительный мир. Но эта ирония и этот посыл обыгрываются в фильме с такой энергией, честностью и, да, страстью, что противостоять авторскому напору и обаянию становится просто невозможно. «Страсти Дон Жуана» — наверное, не идеальный дебют в режиссуре; но это тот дебют, после которого отчаянно хочется пожелать автору не останавливаться на достигнутом и писать, снимать и ставить ещё, ещё и ещё.

Вердикт — ловкий, чуткий, смешной, человечный режиссёрский дебют хорошего талантливого парня, которого явно ждут великие дела

Рекомендуем почитать