Главная
>
Статьи
>
Голодные игры: И вспыхнет пламя / The Hunger Games: Catching Fire

Голодные игры: И вспыхнет пламя / The Hunger Games: Catching Fire

22.11.2013
26

Режиссёр — Фрэнсис Лоуренс

В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Лайам Хемсворт, Дональд Сазерленд, Вуди Харрельсон, Ленни Кравиц, Элизабет Бэнкс, Филипп Сеймур Хоффман, Джена Мэлоун, Сэм Клафлин, Джеффри Райт, Аманда Пламмер, Стэнли Туччи

Продолжительность — 146 мин

У второй части «Голодных игр: И вспыхнет пламя» очень верный подзаголовок. Действительно, на экране полыхает, этого не отнять.

В своём книжном варианте «Голодные игры» немножечко возвышались над прочими соратниками по жанровому многосерийному чтиву для детей и юношества. И в силу хотя бы формальной принадлежности к чуть более благородной литературной традиции (пока большинство многосериек возится с вампирами, магами, ведьмами и прочей мистической шелухой, тут с порога брались за полноразмерную антиутопию), и за счёт общей ухватистости написания. Киношные «Игры» тоже метили в некоторую высшую лигу популярного развлечения — и тематически, и интонационно; правда, у режиссёра первой части Гэри Росса не до конца получилось соответствовать собственному масштабному замаху.

Новый постановщик Фрэнсис Лоуренс, выбивший в своей режиссёрской карьере два страйка из трёх (см. «Константин» и «Я — легенда» против «Воды слонам»), грамотно и аккуратно исправляет упущения предшественника. «И вспыхнет пламя» — крепкое, ладное, со всех сторон сбалансированное кино, в котором мрачная решимость протащить в потенциальный блокбастер весьма увесистые темы (к финалу Америка антиутопического будущего оказывается фактически на пороге полномасштабной революции) запросто соседствует с чётким пониманием места произведения в культурной пищевой цепочке.

Иначе говоря, все свои внезапно ненавязчивые два с половиной часа «И вспыхнет пламя» уверенно работает в приятном режиме «И нашим, и вашим». Для простейших в зале, ищущих от кино только поверхностного развлечения, Лоуренс отменно держит темп, убедительно сгущает краски и ловко балансирует вполне ощутимую гнетущую опасность с романтикой и юмором. Параллельно он успевает выстраивать за сюжетным фасадом истории вполне дельный серьёзный разговор — о свободе воли и самопожертвовании, трудности правильного выбора и вечных ценностях, о том, как невероятно тяжело бывает принять внезапно свалившуюся на тебя ответственность, и как нельзя иначе.

Да, ничего особенно нового и неожиданного в этом разговоре, пожалуй, не произносится. По сути, перед нами большое приключенческое кино, подрабатывающее учебником «Тоталитарное общество и революционная ситуация для седьмого класса, с картинками» (настоящая революция, по видимому, настигнет в заключительной серии «Сойка-пересмешница», щедро разделённой, по доброй традиции экранизаций подростковых саг, на две части). Но с выбранными себе ролями — и приключенческого кино, и учебника — «И вспыхнет пламя» справляется на отлично, и даже с некоторым перевыполнением плана.

Ансамбль героев во второй части существенно расширяется, но Лоуренс (не без помощи весьма эффектного актёрского состава) никого не теряет в суете — каждый, даже вроде бы фоновый герой наделён своим понятным конфликтом и моментом (а то и не одним) пусть небольшого, но триумфа воли над непреодолимым гнётом обстоятельств. Более того, оказавшись, по сути, в роли строителя необходимого мостика между созданием дивного нового мира насилия в первой части и разрушением его до основанья в последней, Лоуренс решает ключевой момент, финал, в котором трагедия произошедшего в этом выпуске должна воедино сойтись с воодушевлением перед эпической битвой следующего, невероятно смелым и мощным образом — на одном только крупном плане выражений лица артистки Лоуренс, меняющихся за пару секунд.

Вот так вместить огромное количество всего в один максимально простой, но бьющий в самое сердце образ — признак настоящего мастерства. После первых «Игр» Гэри Росса перспектива продолжения этого цикла вызывала разве что вежливое пожимание плечами. После «И вспыхнет пламя» же знание о том, что обе части «Сойки-пересмешницы» сделает тот же Лоуренс, нешуточно будоражит кровь.

Вердикт — продолжение, исправляющее ошибки первой части и, что главное, пробуждающее аппетит к следующим

Рекомендуем почитать