Большое новоселье
08 августа 2013В конце прошлого года строители разобрали последний деревянный барак, которыми печально славился поселок Дубинино, входящий в город Шарыпово Красноярского края. Сборно-щитовыми домами, как временным жильем, практически полностью застроили поселок в 80-х годах прошлого века, принимая тысячи строителей разреза «Березовский».
Больше «деревяшек», готовых вспыхнуть в любой момент, в поселке нет. Однако, переселение жителей Шарыпово из аварийных домов на этом не закончилось. В этом году к дубининцам присоединяются горячегорцы (Горячегорск — второй поселок в составе города), а также жители старого дома по улице Кирова в самом Шарыпово. В этом году для всех них строят еще 120 квартир в двух новых пятиэтажках.
«Мы не будем больше разбираться, чьи это дома»
В конце 2005 года в актовом зале школы № 12 поселка Дубинино состоялся сход жителей. Приехавший на него губернатор Красноярского края Александр Хлопонин сообщил дубининцам новость, от которой поселок загудел: «деревяшки» будут сносить! Валентина Давыденко тогда жила в ветхом доме по Молодогвардейцев, 14. Под батареей у окна всегда лежала свернутая веревка, рядом стояла сумка с документами. За 2005 год по «деревяшкам» прошла целая волна пожаров. За несколько месяцев сгорели четыре дома подряд. Тогда Хлопонин произнес знаковые для дубининцев слова: «Мы не будем больше разбираться с наследниками Минуглепрома СССР, чьи это дома, и кто за них отвечает. В них живут наши люди. Нам эту проблему и решать. А когда снесем последний ветхий дом, я снова к вам приеду. Будем пить чай с пирогами».
«Сход закончился, Хлопонин пошел к выходу, а я сзади, сквозь плечи охраны, все тянулась и гладила его по плечу с одной мыслью: «Какой же он молодец. Хоть бы у него получилось!», — рассказывает Давыденко.
Накормить губернатора пирогами пришлось Галине Мансуровой. В конце 2007 года она принимала Александра Хлопонина и главу Шарыпово Вадима Хохлова в своей новой квартире в капитальном доме. «Никаких сладостей я не покупала, всю ночь сама пекла, — говорит Галина Анатольевна. — У меня дети тогда учились в вузе в Омске и для того, чтобы оформить документы по переселению, им по месту учебы нужны были некоторые справки. Так справки детям вузовские юристы отказывались давать. Говорили: не верим, что где-то, в каком-то Дубинино сносят ветхие дома. У нас, в большом городе, не сносят, а у вас вдруг такое!».
Впрочем, снести последний дом в 2007 году не получилось. Дело Александра Хлопонина продолжил его преемник на посту губернатора края Лев Кузнецов. К краевым средствам, к средствам энергетиков и угольщиков добавились федеральные деньги.
За шесть лет программы переселения из аварийного и ветхого жилья поселок «лишился» 98 ветхих бараков. Вместо них в Шарыпово и Дубинино поднялись 33 капитальных современных многоэтажки. За счет федеральных и краевых средств, денег компании «СУЭК» и филиала «Березовская ГРЭС», который тогда входил еще в РАО «ЕЭС России», в них справили новоселье 1346 семей. Еще 61 квартиру купили для переселенцев на вторичном рынке, и 13 выделил город из фондов муниципального жилья. Всего в новых квартирах сейчас живут около четырех тысяч человек.
Снос бараков в Дубинино проходил не без проблем и не все переселенцы остались довольны результатом. Во-первых, в свое время «деревяшки» были престижными домами. Их строили по финскому проекту, с просторными коридорами и большими кухнями. По сегодняшним меркам, эти дома были жильем повышенной комфортности. Но вместо них за государственный счет можно было строить только многоэтажки эконом-класса. Во-вторых, на такую многолетнюю стройку средства привлекали из самых разных источников, поэтому условия не могли быть одинаковыми для всех. Переселение начиналось на средства, выделенные краем. Естественно, возможности одного региона были ограничены. Целью тогда было срочно спасти людей из аварийных, готовых в любую минуту вспыхнуть домов. Именно поэтому, вступая в краевую целевую программу по переселению, люди подписывали соглашение на новые квартиры, чаще всего меньшей площади. Когда через три года в Дубинино удалось привлечь федеральные деньги, встал вопрос о полном соблюдении Жилищного кодекса. Региональная адресная программа оказалась выгоднее большинству переселенцев. Администрации города и края пришлось выбирать: отказаться от ее преимуществ в пользу справедливости по отношению к участникам краевой программы (и уберечься от массы упреков, судебных разбирательств и непонимания) или продолжать максимально быстро строить дома, задействовав все возможные источники денег. Решение и в городе, и в крае приняли не в пользу имиджа.
Тем более, что при всех выгодах у региональной программы был существенный недостаток: по ее условиям финансировался лишь снос домов, реально существующих. Но как при этом было быть с массой погорельцев, чьи дома уже сгорели? С начала переселения в Дубинино сгорели 25 «деревяшек». В том числе 17 из них — в период действия региональной программы. Для того, чтобы обеспечить квартирами погорельцев, уже вставших на учет как участники переселения, строительство было решено продолжить по обеим программам.
«Шарыповцам пришлось пробиваться там, где еще никто не проходил»
Были и другие, менее серьезные проблемы. Администрация Шарыпово подала в суд на красноярского застройщика — ООО «Вектор-95», чтобы тот отремонтировал строительный брак в части дома № 712. Экспертиза, заказанная администрацией, доказала — застройщики использовали некачественные панели. Суд был выигран.
Кто-то из жителей с 2006 по 2010 год так и не смог полноценно встать на учет, и теперь доказывает свои права в судебном порядке. Если суд считает причины опоздания обоснованными, люди получают жилье вне очереди. Все жалобы и обращения людей на ход переселения обобщила в своей проверке Счетная палата Красноярского края. Свой отчет она в конце января представила депутатам Законодательного Собрания. И по его итогам нецелевого, неэффективного использования денег проверяющие не обнаружили. Зато проявилась масса непроработанных в законах моментов, неучтенных вопросов, в которых приходилось ориентироваться на ходу и идти на риск, принимая решения без бюрократических проволочек. «Федеральным законодательством не урегулирован ни предмет соглашения, заключаемых с собственниками квартир, ни права и обязанности сторон по таким соглашениям, ни нормы, по которым должны предоставляться жилые помещения. Не регламентирован также механизм предоставления жилья в счет выкупной цены», говорится в отчете.
«Шарыповцам пришлось быть первыми в крае, пробиваясь по пути, где еще никто не проходил, — отмечает председатель комитета по промышленности и жизнеобеспечению Заксобрания края Анатолий Матюшенко. — При всех проблемах, за шесть лет переселены около четырех тысяч дубиницев. Так что шишки, набитые шарыповцами, нужно учесть и научить на них других. Но не стоит подвергать сомнению все, что ими сделано».
Целевая программа по переселению жителей города из аварийных домов продолжена до 2014 года. По ней сейчас строятся новые квартиры для жильцов 14 домов, построенных не в 80-е годы, а еще раньше. И хотя эти здания не временные, а капитальные, все равно за прошедшие годы они обветшали и признаны аварийными. Семь двухэтажек расположены в Горячегорске, шесть в Дубинино и один в Шарыпово. Сейчас строители уже возвели три этажа одной новой пятиэтажки, предназначенной для переселенцев, и поднимают из земли вторую. Оба дома подрядчики обещают сдать к концу декабря, и в 2014 году начнётся их заселение.
Ирина Могилюк, интернет-газета Newslab.ru