Краевые депутаты обсудили строительство полигона твердых бытовых отходов в Заозерном
04 июля 2013Комитет по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания продолжает выездные заседания в формате Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края. Очередной диалог с представителями местных администраций, районных Советов депутатов, правоохранительных и других органов состоялся 3 июля и охватывал Северо-Восточный территориальный округ края.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обращение с отходами на территории Красноярского края» на 2012–2014 годы депутаты посетили город Заозерный Рыбинского района, где строится межмуниципальный полигон твердых бытовых отходов (ТБО).
«Строительство этого полигона — реальный пример работы программы по обращению с твердыми отходами, — сказал председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский. — Он необходим, чтобы на долгое время обеспечивать экологическую безопасность жителей. Планируемая мощность полигона — не менее 38 тысяч тонн в год, а срок эксплуатации — 20 лет. Запуск планируется в сентябре этого года. Полигон должен работать не только на одни города, но и на районы. В перспективе и с сортировкой, необходимой переработкой, отлаженной системой вывоза мусора, чтобы меньше денег использовать из краевого бюджета, а привлекать средства частных инвесторов. У нас есть такие примеры в Красноярске, в Назарово. Есть инвесторы, которые готовы строить мусоросортировочные станции, брать в аренду полигоны, но для этого необходимо уточнить позицию администраций — будет ли единая организация по сбору и вывозу мусора, либо этим будут заниматься муниципалитеты».
Глава Рыбинского района, председатель районного Совета депутатов Сергей Колесов согласился, что ввод в эксплуатацию полигона ТБО в Заозерном позволит улучшить ситуацию в районе, но не решит проблему до конца. Сегодня в большинстве населенных пунктов района твердые бытовые отходы складируются в местах временного размещения, отведенных правовыми актами глав соответствующих сельсоветов, поселков.
«По действующему законодательству данные свалки могут быть использованы под временное накопление отходов на срок до шести месяцев при наличии заключения Роспотребнадзора о соответствии земельного участка санитарным нормам, — сказал Колесов. — После этого отходы должны быть вывезены на санкционированное место». По мнению главы района, приведение свалок в соответствие с законодательством возможно за счет рекультивации земельных участков, карьерных выработок, на которых расположены свалки. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Затраты на закрытие и рекультивацию мусорных свалок с дальнейшим складированием ТБО исчисляются сотнями тысяч рублей, что для районных бюджетов непосильно.
«С 1993 года на территории Саянского района существовал единственный полигон ТБО в селе Агинское, — рассказал глава района Александр Антонов. — Решением Саянского районного суда полигон признан несанкционированной свалкой. Администрация вынуждена была его ликвидировать. Сегодня вблизи населенных пунктов регулярно образуются стихийные свалки, которые впоследствии приходится ликвидировать силами и средствами сельских поселений, кроме этого, уплачивать административные штрафы. Учитывая ежегодное увеличение накопления твердых бытовых отходов и отсутствие полигонов по их складированию и утилизации, считаем, что без выделения средств из краевого бюджета на строительство объектов по утилизации органам местного самоуправления самостоятельно с поставленной задачей полной мере не справиться».
«Приняв новую экологическую стратегию, край может найти деньги, но сегодня, исходя из услышанного, можно предположить, что это будут невозвратные деньги, — отметил Симановский. — Уничтожим одну несанкционированную свалку — появится другая, и так до бесконечности. Только тогда, когда в масштабах территорий будет заложен системный подход к решению этой проблемы, учитывающий весь комплекс мероприятий (работа с населением, сбор, вывоз, сортировка, переработка, производство товаров народного потребления, захоронение „хвостов“), можно рассчитывать на серьезное финансирование».