Красноярск, Newslab.ru Новости Блоги Телепрограмма Афиша Форум Рецензии 16+

Закон об особом статусе Таймыра и Эвенкии подготовят к первому чтению

09 апреля 2015

На заседании сессии депутаты Законодательного Собрания Красноярского края заслушали ежегодный доклад уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера Семена Пальчина.

В основу его доклада легли обращения граждан, общественных объединений, информация, полученная в ходе личных встреч, а также в процессе взаимодействия с органами власти. Пальчин выделил характерные проблемы в сфере соблюдения прав коренных малочисленных народов Севера. Он отметил, что основные нарушения связаны с ограниченным доступом (или невозможностью доступа) к качественным государственным и муниципальным услугам; к рыбопромысловым, охотничьим угодьям и оленьим пастбищам; невозможностью документально подтвердить свою национальную принадлежность.

В общей сложности уполномоченному в 2014 году поступило 67 жалоб и обращений. Впервые за последние годы их число снизилось, и значительно. Для сравнения, в 2013 году было зарегистрировано 122 обращения. В докладе отмечена работа властей Таймырского района, откуда стало поступать на треть меньше обращений от жителей.

Среди поступивших были и коллективные, под одной из жалоб подписались 88 человек. Речь идет о недоступности услуг, оказываемых УФМС, для жителей отдаленных поселков на Таймыре. Также имеется коллективное обращение тружеников оленеводческого кооператива «Яра-Танама» по вопросу создания территории традиционного природопользования.

Более чем в 70 % обращений поднимаются вопросы природопользования и доступа к рыбопромысловым, охотничьим угодьям и оленьим пастбищам, 20 % обращений связаны с невозможностью получения качественных муниципальных и государственных услуг.

«В условиях внедрения в законодательство РФ принципов платности за пользование земельными, биологическими ресурсами на конкурсной и аукционной основе не учитываются законные права и интересы коренных малочисленных народов, что сводит на нет принимаемые в последние годы меры социального и экономического характера», — констатировал докладчик.

Он также отметил, что не выстроена эффективная система управления северными территориями, не решаются проблемы правового регулирования особого статуса районов в границах бывших автономных округов.

Уполномоченный также посетовал на нередкое игнорирование мнения коренных народов на разных уровнях власти. По его словам, неоправданно затянуты разработка и принятие программы, посвященной развитию северного домашнего оленеводства, отсутствует четко и ясно сформулированная рыболовная, рыборазводная политика, нет рыбной отрасли как таковой. В докладе были затронуты и проблемы взаимоотношений с крупными недропользователями.

Вице-спикер ЗС Всеволод Севастьянов призвал приступить к разработке перспектив развития экономики северных районов и подчеркнул, что «рынок» эти территории не поднимет, условия жизни коренного населения требуют вмешательства госструктур. Депутат Владислав Зырянов заострил внимание коллег на деятельности крупнейших финансово-промышленных групп, осваивающих природные богатства края: «Я хотел бы услышать, как они взаимодействуют с коренными народами Севера, сколько школ построено, сколько снегоходов куплено, сколько детей вывезено на юг отдыхать и так далее».

Валерий Сергиенко поинтересовался, не пора ли вернуться к особому статусу северных территорий и принять соответствующий закон. Необходимость принятия такого решения затрагивали в своих выступлениях председатель профильного комитета Анатолий Амосов и депутат Николай Фокин.

На вопросы депутатов ответил губернатор. «Первое: нам действительно нужен закон края об особых подходах к развитию наших национальных районов — Таймыра и Эвенкии, — сказал Виктор Толоконский. — Проект такого закона в основном сформирован. Этим активно занимался комитет, который возглавляет Алексей Михайлович Клешко, этим занимается Юрий Николаевич Захаринский со своими коллегами. И я думаю, что мы должны к первому чтению этот закон точно сформатировать. Он должен отразить позицию органов власти края: к этим районам мы должны подходить по-особому — по функционированию органов государственной власти — и федеральных, и краевых на этой территории; по особому режиму землепользования и пользования биологическими природными ресурсами и по особому бюджетному финансированию развития социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Все тут решаемо, на мой взгляд, и этим сейчас нужно более акцентированно заняться. Больше мы ждать не можем».

По результатам обсуждения доклада за основу принят проект постановления, в который войдут и предложения депутатов, прозвучавшие на сессии.

Правительству края рекомендовано разработать до 1 июня план мероприятий по реализации прав коренных малочисленных народов на территории края, а также сформировать рыбопромысловые и охотопромысловые участки для традиционной хозяйственной деятельности коренных народов с учетом мнения их представителей; разработать подпрограмму краевой госпрограммы «Развитие здравоохранения», направленную на обеспечение доступности медицинской помощи и, в частности, предусмотреть строительство модульных зданий в поселениях и организацию комплексных медицинских обследований для кочующих оленеводов, охотников и рыбаков.

В постановлении также рекомендовано разработать подпрограмму занятости лиц, относящихся к КМН Севера, в рамках государственной программы Красноярского края «Содействие занятости населения»; разработать подпрограмму развития северного оленеводства в рамках госпрограммы «Создание условий для сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края и защиты их исконной среды обитания» на 2014–2016 годы.

Территории

Участники проекта «Шаг к единству»

Города
Районы