Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Площадка для эффективного развития»: как Институт креативных индустрий помогает красноярским бизнесменам

«Площадка для эффективного развития»: как Институт креативных индустрий помогает красноярским бизнесменам

28.12.2023
0
Реалити-шоу о креативном бизнесе «Битва креаторов»

«Битва креаторов» и региональные бизнес-проекты

В этом году Институт развития запустил первое в Сибири реалити-шоу о креативном бизнесе «Битва креаторов». Это не просто развлекательный проект, он выступает в качестве реальной меры поддержки для предпринимателей. Реалити помогает как начинающим, так и уже опытным творцам успешно развивать свое дело и налаживать контакты с общественностью. Проект наглядно показывает, насколько успешно сегодня может развиваться бизнес в регионе, если ему предоставить все необходимые ресурсы: знания, бюджет, наставников.

Подготовка к запуску шоу «Битва креаторов» длилась практически полгода, все это время авторы разрабатывали концепцию реалити, искали партнеров и наставников, а также собирали и формировали команды. Сам съемочный процесс занял три месяца, заявки для участия в проекте подали почти 500 креаторов разных направлений.

Вместе с начинающими предпринимателями и опытными бизнесменами на «Битве креаторов» в качестве наставников работали: основатель ресторанной группы 075 GROUP Александр Митраков, руководитель бюро стратегических коммуникаций «Умная Буква» Анна Прохорова, основатель фермы «Коза-дереза» Андрей Болсуновский, организатор культурных событий Наталья Сипетая и основатель сибирского бренда женской одежды ICHE Ирина Чернецкая.

Финальным этапом реалити стала полуторамесячная работа в командах под руководством наставников и маркетинговых агентств. Самое главное, что происходило в рамках шоу — участники перестраивали свой подход к ведению бизнеса, прорабатывали экономическую составляющую своих идей и проектов, формируя те самые креативные индустрии, креативный бизнес.

Премьера реалити «Битва креаторов» состоялась в середине сентября. Серии выходили на телеканале «Прима» и в соцсетях Института развития. Но шоу еще не закончено. Финальная 10 серия реалити выйдет в феврале 2024 года и расскажет о результатах, которых пять победителей достигнут благодаря денежному призу. А это, между прочим, по 1 млн рублей каждому.

Александр Черников

«Полезно не только участие в шоу „Битва креаторов“, но и его просмотр. Наблюдая за развитием участников, другие предприниматели могут вдохновиться их опытом и прислушаться к рекомендациям наставников, которые звучат в шоу. Развитие брендов происходит прямо на глазах зрителей, которые уже являются или могут стать их клиентами. В целом, проект задуман полезным не только для победителей, но и для всех участников. Это и знакомство с бизнесами других креаторов, и возможность найти новых клиентов и партнеров, и опыт публичных выступлений, и советы от наставников в процессе отбора», — рассказывает директор Сибирского института развития креативных индустрий Александр Черников.

Галерея современного искусства и креативное пространство «Индустрия»

Креативное пространство «Индустрия» является одним из инструментов продюсирования и поддержки креативного бизнеса в Красноярском крае. Площадка была создана Институтом развития с целью продвижения и популяризации локальных брендов и их продукции. Здесь креаторы не платят за размещение, главное для них — пройти конкурсный отбор. Взамен они получают возможность офлайн-продаж. Для многих — это первый подобный опыт, а для других — расширение сети продаж.

«Индустрия» размещается в центре Красноярска и является частью креативного кластера «Квадрат». С момента открытия пространства в конце декабря 2022 года его резидентами успели стать почти 170 местных мастеров. Это дизайнеры одежды, украшений, декора, художники, производители кожаных изделий, предметов интерьера, мебели, продуктов и косметики.

Сегодня на полках креативного пространства «Индустрия» можно увидеть, например, гастрономические сувениры, изделия из кожи, свечи, светильники, керамику ручной работы, кашпо из искусственного ротанга, украшения и декор из даров природы или бетона, авторскую парфюмерию, столы, вешала, зеркала разных форм из массива дерева, сувениры северных народов и десятки других изделий. Ассортимент меняется каждый квартал. Это позволяет поддерживать больше сибирских мастеров и делать все новые и новые локальные бренды доступнее и известнее.

А буквально накануне представительство «Индустрии» открылось в красноярском аэропорту. Теперь приобрести сувенир из Красноярска можно прямо перед полетом. И это не традиционные магниты, а изделия ручной работы местных умельцев: от съедобных гостинцев из таёжных продуктов до дизайнерских предметов интерьера.

«Наша задача — знакомить с локальными брендами все новую аудиторию. На первом этапе мы делали это только в нашем основном шоуруме в центре Красноярска. За год он очень вырос, и для дальнейшего развития, конечно, необходимо расширяться. Нам важно, что первое представительство появилось именно в аэропорту. Через него проходят миллионы туристов — те, кто хотят увезти из Красноярска что-нибудь на память. „Индустрия“ как раз и предлагает сотни уникальных изделий, изготовленных красноярскими мастерами. То, что не купишь в обычных магазинах, но что особенно хорошо передает атмосферу региона. Мы благодарны партнерам из аэропорта за содействие. Благодаря совместным усилиям мы создали еще одно пространство, которое продвигает наш край. Товары, представленные здесь, будут разъезжаться в разные уголки нашей большой страны и там уже „рассказывать“ про Красноярский край», — отметил Александр Черников.

Кстати, купить сувениры и диковинные вещички от сибирских мастеров сегодня также можно в онлайн-формате по ссылке place.industry.art/showroom и в мобильном приложении «Индустрии».

Креативное пространство многофункционально: в настоящее время там, помимо магазинов локальных брендов, работает и небольшая галерея. Это новая площадка в Красноярске для авторов современного искусства. Для многих из них выставки здесь стали первыми персональными.

Уже сейчас эта галерея помогает молодым авторам заявлять о себе, знакомит с современным искусством местную аудиторию, вызывает интерес к представленным работам как в городе, так и в соседних регионах, приносит коммерческие заказы. Например, за время работы выставки керамики «Облако Оорта», автор которой красноярская художница Анна Рейнхардт, два экспонента были приобретены.

Преобразование креативного кластера «Квадрат» и продуктивная работа

Главным инфраструктурным проектом Института развития сегодня является креативный кластер «Квадрат». Он располагается в центре Красноярска на площадях бывшего завода «Квант». Общая площадь пространства порядка 5 тыс квадратных метров. К его перезапуску специалисты подключились чуть больше года назад. С тех пор команда постоянно движется к одной цели — улучшение условий для резидентов пространства. Кластер меняется не только за счет ремонта, но и за счет специальных бонусов для тех, кто выбирает его для локализации своего бизнеса. В настоящее время здесь активно работают 30 резидентов, среди которых дизайнеры одежды и интерьера, фотографы, музыканты, актеры, разработчики ПО, художники, архитекторы.

Весной этого года обновилась политика для резидентов кластера. Она предлагает льготную арендную ставку, размер которой теперь зависит от стадии развития проекта. Например, начинающие предприниматели — те, кто на рынке меньше двух лет — первые три месяца могут размещаться в «Квадрате» бесплатно. Хорошая поддержка и для более опытных бизнесменов: в первый год они платят только половину от арендной ставки. Политика по работе с резидентами также предлагает меры поддержки, направленные на содействие в развитии, продвижении и коммерциализации проектов, систему сервисных услуг «Служба заботы» и проект «Жизнь2» — комплекс мероприятий для резидентов, формирующий внутреннее сообщество и стимулирующий сотрудничество и коллаборации.

Креативный кластер «Квадрат»

Важно, что Институт развития обновляет «Квадрат» совместно с резидентами, которые точно знают, что нужно для комфортной и продуктивной работы. Поэтому при запуске политики резидентства в первую очередь решили создать Совет резидентов. В него вошли как те, кто уже много лет локализуют свой бизнес на площадях «Квадрата», так и недавно присоединившиеся предприниматели.

«Самое главное, что в экономическом смысле это именно кластер. Резиденты не просто размещаются на одной площадке, но и объединяются, планируют совместную деятельность. Здесь возникают проекты на стыке индустрий, а резиденты получают возможность использовать оборудование и компетенции друг друга. Это подтверждают и результаты недавнего исследования федеральных экспертов. Так, летом «Квадрат» вошел в Атлас креативных кластеров, подтвердив тем самым свой статус на уровне страны. А самым ярким примером реализации кластерного проекта является экспозиция Красноярского края на Международной выставке-форуме «Россия». Именно команда резидентов полностью создала стенд региона: от разработки идеи и визуального оформления до возведения локаций и внедрения технологических решений. Даже форма для стендистов изготовлена брендом — резидентом «Квадрата», — отмечает Александр Черников.

Образовательные мероприятия и новые кадры для креативных индустрий

Институт развития оказывает всестороннюю поддержку креаторам и одно из направлений работы — это повышение их компетенций, надпрофессиональных и профессиональных навыков. Для этого специалисты регулярно проводят различные обучающие форматы. Местные предприниматели могут посетить интенсив по финансовой грамотности, мастер-класс по ораторскому мастерству, интенсив для художников по подготовке творческого портфолио, просветительский формат по проведению сертификации и стандартизации продукции, а также стать участником школы проектного мышления.

В 2023 году одним из главных образовательных форматов для начинающих бизнесменов стал акселератор креативных проектов. Программа была разработана специалистами школы стартапов «Сколково» специально для Красноярского края — первого из регионов России, где реализовали программу акселератора креативных проектов.

Акселератор креативных проектов от «Сколково»

Акселератор — это интенсивная программа развития бизнеса, которая помогает командам стартапов двигаться вперед через обучение, наставничество и партнерство. Согласно статистике, выпускники акселератора чаще и успешнее привлекают инвестиции и работают с корпорациями, чем их менее опытные коллеги.

Кроме того, Институт развития принимает активное участие в подготовке новых квалифицированных кадров для креативного бизнеса. Организация выступает связующим звеном в процессе выстраивания отношений между бизнесом и образовательными учреждениями. На этом поприще организация активно сотрудничает с Красноярским колледжем сферы услуг и предпринимательства. Совместные усилия должны привести к тому, что на территории региона станет больше квалифицированных специалистов в сфере креативных индустрий.

Немаловажно то, что Институт развития готов самостоятельно выступать площадкой для стажировки. За полтора года организация накопила тот опыт, который может быть полезен начинающим командам креативных пространств. Буквально в сентябре специалисты Института развития были наставниками для будущей команды пространства «Башня», которое в скором времени откроется в Норильске. Стажировка строилась на погружении в работу кластера «Квадрат», начинающие специалисты изучили сразу несколько важных тем: процесс управления кластером, эксплуатация здания, конкурсный отбор резидентов, политика резидентства, создание команды, планирование событий и выбор подходящих форматов, маркетинг, ведение соцсетей, взаимодействие со СМИ.

Развитие креативных индустрий и формирование профсообщества

В начале декабря в Москве были объявлены результаты национальной премии Russian Creative Awards. Красноярский край уже второй год подряд оказывается в числе ее финалистов и становится в один ряд с лидерами по развитию креативных индустрий в стане. Таких ошеломляющих результатов региону удается достичь благодаря системной поддержке предпринимателей в различных креативных сферах.

Специалисты Института развития находятся в постоянном диалоге с представителями арт-сообщества, экспертами из сферы промышленного дизайна, индустрии кино, моды, гастрономии. Так, например, осенью 2023 года организация активно включилась в работу по развитию промышленного дизайна. На подготовительном этапе в регионе выстраивалось взаимодействие с лучшими дизайн-бюро страны и Институтом архитектуры и дизайна СФУ — крупной образовательной организацией, занимающейся подготовкой профильных кадров. Первым мероприятием по работе с данной сферой стала конференция «Промдиз», где на одной площадке встретились промышленные предприятия края, федеральные дизайн-бюро и региональные дизайнеры.

Презентация обновленного дизайна промышленной продукции

Кроме того, за последние полтора года в Красноярском крае произошел стремительный рост индустрии моды. Институт развития предлагает различные варианты поддержки: от вывода местных брендов в федеральные и международные шоурумы до организации образовательных мероприятий с участием экспертов фэшн-индустрии, которые ранее не бывали в Красноярске.

«В прошлом декабре мы провели первую Неделю моды в Красноярске, а в этом состоялась уже третья. И по масштабу она превзошла предыдущие. Для того, чтобы байеры заметили и заинтересовались каким-то брендом, захотели с ним сотрудничать, они должны видеть его на разных мероприятиях. Поэтому показы и участие в федеральных шоурумах должны быть регулярными. Этот же принцип относится и к местным покупателям: они должны видеть, что бренды развиваются, что у них появляются новые коллекции, нужно повышать насмотренность. Для достижения этих целей мы проводим недели моды два раза в год. И это не просто красивые показы в кластере „Квадрат“ или в новом месте отдыха горожан речном клубе „Остров“. В первую очередь Неделя моды — это pop-up шоурум красноярских брендов, деловая программа с приглашенными федеральными экспертами. Это возможность для начинающих дизайнеров получить советы и конструктивную критику байеров международного уровня, владельцев шоурумов — тех, кто знает, какие бренды продаются. Сами показы очень разнообразны, демонстрируют возможности красноярской модной индустрии. Это и детская одежда, и нарядна, и повседневная. Это финал конкурса „Сибирские бренды“: начинающие дизайнеры представляют свои коллекции, которые они создавали при поддержке Сибирского института развития креативных индустрий. Неделя моды для брендов — это возможность повысить узнаваемость и получить дополнительные продажи, а для моделей и стилистов — пополнить портфолио», — рассказал Александр Черников.

Подробно ознакомиться с деятельностью Сибирского института развития креативных индустрий, узнать о мерах поддержки для креативного бизнеса и о мероприятиях в сфере креативных индустрий можно на сайте или в сообществе «ВКонтакте».

Фото: Сибирский институт развития креативных индустрий

Реклама. АНО «Сибирский институт развития креативных индустрий». erid: LdtCKXQHZ

Интернет-газета Newslab

Рекомендуем почитать