Всего за время существования конвойной службы ГУФСИН в Красноярском крае — с 5 января 1999 года — перевезено около 1,9 млн человек. Ежегодно эта цифра увеличивается примерно на 100 тысяч заключенных.
Для перевозки используются автомобили, поезда и самолеты. Собственной авиации у службы конвоирования, конечно, нет — в Норильск осужденных возят на чартерных рейсах.
А вот два собственных железнодорожных вагона в наличии имеются. В ведомстве говорят, что на месте они не стоят, а постоянно курсируют на юг и восток края — сутки туда, сутки обратно.
Пока конвой готовится к очередному рейсу в Карабулу, журналистам предлагают оценить то, как он будет проходить. Но сначала, для контраста, предлагают пройти в два музейных вагона. Первый из них — послевоенная «теплушка», а второй ходил по Красноярской железной дороге с 1976 по 2015 год.
В новый вагон так просто не попасть. Даже зная, что на перроне ожидают журналисты и представители пресс-службы, дверь открывается только после звонка. Проверка документов у пришедших, доклад руководству, и нас приглашают внутрь.
«Очень часто под охраной караула оказываются лица, совершившие тяжкие преступления, закоренелые рецидивисты, от которых можно ожидать попыток нападения и совершения побега, провокаций, симуляции и суицида. И каждый сотрудник должен быть готов к экстремальной ситуации. Для этого он должен быть морально устойчив и физически развит», — отмечает начальник Управления по конвоированию полковник Вячеслав Петров.
Ровно в полдень к воротам, закрывающим железнодорожный тупичок, подъезжают два автозака. КамАЗы заполнены людьми, которые должны отправиться «по этапу». Контингент разный — подростки и те, кто едет в колонию-поселение, а также отбывающие наказание за преступления в колониях разного режима, включая строгий.
Передача заключенных больше напоминает какой-то замысловатый ритуал. Все знают свои действия наизусть, но ни одно движение не происходит без громкого голоса командира караула: «Третью камеру подготовить... третью камеру открыть... к передаче готов... пошел... камеру осмотреть...» И все работает как часы. Люди из двух полных машин перешли в поезд буквально за 20 минут.
За 2023 год сотрудники конвойной службы ГУФСИН по Красноярскому краю перевезли 10 тыс. заключенных по железной дороге и 18,5 тыс. человек автомобильным транспортом, выполнили 16 авиационных рейсов в Норильск и отправили в колонию для пожизненного заключения 23 человека.
Анна Кравченко специально для интернет-газеты Newslab