В Лиссабоне есть книжный магазин, в котором можно пить вино. Потому что есть книги для чая и книги для кофе, а есть другие книги. И прочитать «Три товарища» Ремарка, не захотев попробовать ямайский ром — невозможно.
В Красноярске такого магазина еще нет, но наши книжные хороши по-своему. Я решила спросить у владельцев двух самых свежих (и не только в смысле даты открытия) книжных, как им сейчас работается:
Ангелина Остащенко («Бакен»):
Очень сложно говорить сейчас о каких-то результатах. Полгода прошло (мы открылись в конце ноября), но для нас — будто один месяц. Мы всё ещё организовываем нашу работу: начиная от перекладывания папок с документами с места на место в поисках более удобного их расположения и заканчивая поиском своего покупателя. Работаем в полную силу — как можем. Всё оказалось труднее, чем мы ожидали. Но мы стараемся.
У нас есть постоянные посетители. Со многими из них мы подружились, и наше общение уже выходит за рамки разговора между продавцом и покупателем. Это очень приятно — знать друг друга в лицо, помнить имя, сферу интересов и то, какую книгу человек купил у тебя последней. За эти полгода у меня лично ВКонтакте прибавилось около двадцати новых друзей.
Есть и новые люди. Те, кто пришёл случайно или по совету, кто давно собирался или кому срочно понадобилась определённая книга. И это тоже всегда приятно.
Все они совершенно разного возраста и социального положения. И если спросить, чему самому важному уже сейчас научили нас наши покупатели, так это тому, что нельзя судить по первому впечатлению, внешнему виду и нельзя относиться к людям с предубеждением. Всегда стоит помнить о том, что все они гораздо умнее тебя. И это действительно так. Для меня стало откровением, какие сокровища скрываются в обычных людях, зашедших купить «что-нибудь почитать на ночь», насколько они образованнее, тоньше и глубже меня. И это знание заставляет меня читать больше, внимательнее, постоянно развиваться и пытаться хоть немножко дотянуть до них.
Если говорить о том, какие книги берут больше и чаще всего, то это художественная литература. Как классика, так и современная проза. Это неудивительно, конечно, это база — она универсальна для всех. Детская литература на втором месте, и это ожидаемо тоже. Далее идёт искусство, а за ним — философия. Меня саму очень расстраивает шкафчик истории. Удивительные, интереснейшие книги там стоят — и не могут дождаться своего покупателя. Вообще есть такие книги в каждом разделе, за которые очень обидно, что их даже не листают.
Что собираемся делать дальше. Просто работать: возить книжки, знакомить людей друг с другом, давать какой-то толчок. Мы в самом начале, мы ещё ничего не умеем и мало что знаем.
Юрий Калашников («Фёдормихалыч»):
Ключевой покупатель совпал с ожиданиями: выпускники университетов и молодые мамы. Когда придумывали магазин, то ориентировались именно на эту аудиторию. Радует, что наш магазин регулярно посещают преподаватели вузов, с некоторыми мы успели подружиться и провести пару совместных мероприятий. Регулярно приходят жители окрестных домов. Иногда заглядывают иностранцы, и мы болтаем с ними о городе и книгах.
Я был обескуражен тем, насколько сильно количество посетителей и покупателей зависит от погоды: если стоит прекрасная погода, то людей в разы больше, но покупают меньше, а при плохой погоде картина противоположная — людей приходит намного меньше, но большая часть из них что-то да покупает. Зависимость очевидная, но я не ожидал, что она будет столь ярко проявляться.
К художественной литературе проявляют довольно сдержанный интерес. Мне очень понравилась интерпретация обозревателя Евгения Мельникова: зачем покупать то, что прочитаешь один раз, если это можно скачать? И я, как читатель, согласен с Евгением. Как правило, если мы себе и покупаем домой художественную книгу, то именно ту, которую будем перечитывать и давать читать друзьям.
Как и планировали, большим вниманием пользуется детская литература. Во-первых, у нас в магазине только прекрасные, если не сказать, самые красивые детские книги. Во-вторых, у нас такие книги, от общения с которыми ребенок становится лучше, умнее, сообразительнее. И в-третьих, все взрослые, на самом деле, большие дети, это я по себе и по своим друзьям знаю. Проходя мимо полок с детскими книгами, я непременно беру полистать что-нибудь. Мне кажется, что за два месяца я перечитал и пересмотрел почти все книги из детского зала.
Приятно удивило то, что наша (когда я говорю наша, то в первую очередь имею в виду себя и мою супругу Дарью, с которой мы делаем этот магазин) безумная идея нашла отклик в сердцах многих красноярцев. У нас уже сформировался круг наших постоянных и любимых покупателей, которых мы стараемся баловать и радовать. Приятно удивило, что в городе есть предприниматели, которые готовы играть не по общепринятым правилам. У нас есть бонусная карта, которую принимают еще в 8 организациях города, и мы продолжаем наращивать список партнеров. Некоторые из них завели полочки с нашими книгами.
Приятно удивляет информационное поле вокруг магазина, которое создают наши покупатели: пишут хорошие отзывы, приводят друзей. Мне кажется, это показатель того, насколько в Красноярске востребованы: с одной стороны не массовая, интеллектуальная культура, а с другой — человеческое отношение между продавцом и покупателем. Мы стараемся делать так, чтобы людям было комфортно находиться у нас: их здесь радушно встретят, с ними поболтают или дадут посидеть тихо с книжкой. Может, потому многие, заглянув на секундочку, остаются у нас на часик-другой.