Андрей Звягинцев посетил Красноярск в рамках тура по Сибири, организованного компанией «Русал» — режиссер уже побывал в Братске, впереди Абакан и Иркутск.
Режиссер родился в Новосибирске, окончил актерский факультет Новосибирского театрального училища и ГИТИС в Москве. Режиссерский дебют состоялся в сериале «Черная комната», стал известен после фильмов «Возвращение» и «Изгнание». Кроме этого снял фильм «Елена», а в 2014 году вышел фильм «Левиафан», который получил премию «Золотой глобус», а также номинацию на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Встреча началась с вопроса, где все-таки столица Сибири — в Красноярске или в Новосибирске, где Андрей родился и вырос, в ответ зал получил шутку, что разночтений быть не может, и, конечно, это Красноярск. «Я знаю, что город растет — пока мы ехали в „Бобровый лог“, проезжали под строящейся эстакадой (речь про четвертый мост через Енисей — прим. ред.), такой могучей, большой. Прежде, когда я был в Красноярске, это было совсем недолго, целью моего путешествия было село Овсянка — это было давно, Астафьев был жив, так что я видел Столбы, Овсянку и Енисей. Кстати, вы знаете, в Братске мнение другое, что Енисей впадает в Ангару?».
О том, как стать режиссером
С ранних лет, наверное, лет с 14 я видел себя только актером и никак иначе. Мой товарищ сделал для меня невероятное открытие, что, оказывается, этому делу учат и есть такие учебные заведения, и что одно из таких заведений есть у нас в городе в пяти остановках от дома. После этого я портфель почти не открывал, потому что мне было совершенно все равно, какие я отметки получу. Был убежден, что поступаю в театральное училище. В общем, так и случилось.
Второе образование я получил в Москве, это ГИТИС, тоже актерский факультет. В промежутке два года армии — как необходимая пауза, холодный душ. В 1990 году, окончивши, я сильно разочаровался в театре и решил, что в театр не пойду. За десять лет до первого съемочного дня в 2000 году я сыграл только в двух спектаклях.
О режиссуре я не мечтал никогда. Я устроился дворником и три с половиной года жил в исключительных условиях, буквально напротив ГИТИСа, в доме 1825 года постройки, дворянский дом, в огромной комнате метров 60 квадратных, с дубовыми паркетами. Это была счастливая пора, поиск себя, самообразование — я ходил в Музей кино и смотрел шедевры мирового кино. Однажды я увидел фильм «Приключение» Антониони, и мой мир, мои представления о прекрасном совершенно перевернулись.
Обозначить тот момент, когда я решил, что я хочу, могу и знаю, как стать режиссером, я затруднялся очень долгое время. Пока в Венеции зритель в огромном зале, посмотрев фильм «Возвращение», не ответил (зрители устроили фильму 15-минутные овации — прим. ред.).
О зрителях и восприятии фильмов
Фильм всегда больше, чем то, что ты можешь о нем сказать. Ты опираешься на иррациональные токи, когда создаешь фильм, даже избегаешь того, чтобы артикулировать что-то.
Я очень не люблю слово «тема». Не люблю быть вне своего внутреннего процесса: готовых ответов у меня нет, это скорее какое-то путешествие. Я ожидал, что аудитория расколется, увидев фильм «Левиафан», но чтобы такая степень непонимания — я никак не ожидал.
Для меня этот фильм как раз обращен к самому простому человеку, к идее о том, что нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь. Ничего — ни государство, ни лозунги, ни президенты, ничего. Человек это есть главная ценность. Мне казалось, что фильм об этом и обращен к аудитории именно с этим знаком, и вдруг такое неприятие — это меня сильно удивило.
О русском кино
Единственный способ создавать события в мире кино — создавать свой авторский, собственный взгляд. А индустрия, которая предполагает кассу и создает фильмы, которые должны развлекать, предполагает фильмы-аттракционы, и конечно, Голливуд впереди планеты всей. Там совершенно другие бюджеты, другие условия у художников, свойства конкуренции.
Относительно кассы: в России на сегодняшний день примерно 3500-3700 экранов, в Америке их 40 000, из которых 350-500 специализируются на кино независимом. Зритель, который заполняет кинозалы, очень юный, им 13-25 лет, это основная масса аудитории, соответственно на экраны попадают аттракционы, анимация. Авторское кино где-то в гетто.
Режиссера попросили посоветовать хороших российских режиссеров. В списке оказались Сергей Лозница, Василий Сигарев, Алексей Мизгирев, Николай Хомерики, документалист Сергей Дворцевой. Ранее он составлял для студентов список фильмов, которые необходимо увидеть.
О работе с актерами
Как говорит Кшиштоф Кесьлевский, «50 процентов успеха — это правильный кастинг». В итоге ты понимаешь, что главная ценность — найти того, кто будет наиболее точным попаданием. Подготовительный период к съемкам — минимум год, это всегда кастинг, выбор, поиск. Пробы проходят все, это обязательное условие — мне необходимо видеть актера, даже которого я хорошо знаю, в этом тексте, в сцене из фильма.
Если говорить про работу с актерами, хочу рассказать про сцены в «Левиафане», когда наши персонажи пьяны. Мы дерзнули, рискнули, потому что вообще нехорошо так делать, но мы играли реально в таком состоянии. Результат сработал. Могло что-то пойти не так — мы договорились, если что, на завтра все переснимем, у нас есть такая возможность. Они были согласны, кроме Романа Мадянова, который сказал «я на таланте». Дело в том, что когда много таких сцен и много персонажей в кадре пребывают в таком состоянии, очень трудно работать, когда тебе и актеру нужно следить еще и за этой стороной.
О живописи в кино
Кино настолько рядом с живописью, что не вовлекать ее будет опрометчиво, большой потерей. Я говорю о простых вещах: композиции, создании мизансцены, соотношениях цветов и так далее. В «Возвращении» практически дословная цитата (направление, источник света, складки на простыне, положение рук) — мы воссоздали картину «Мертвый Христос» Андреа Мантенья. Когда вдруг этот образ возник, решение эпизода, сразу все остальные образы стали нанизываться один за другим. «Изгнание» — это Эдвард Хоппер и Эндрю Уайт: колористические решения, пространственные решения — это все оттуда.
О нравственности
Быть человеком — это быть верным себе, своим идеям, замыслам, своему видению и взгляду. Когда все обрушилось, строй мыслей, ценностей, и вдруг мы начали ощущать себя по-новому, когда для человека главной целью стали деньги, в этот момент можно сказать, что вопрос нравственности, целостности, выбора поступка, он приобретает другие свойства: человек становится средством, а не целью.
Про «Оскар»
Волнительное состояние было, конечно. Это такая гонка, огромное количество работы, встречи, когда все пять номинантов сидят и через модератора с аудиторией общаются. И этих событий много, нужно постоянно соответствовать. Трудная минута, когда «goes to» и объявляют, но в это же мгновение ты выдыхаешь, и так легко становится, можешь обнять и поздравить Павликовского (премию получил польский фильм «Ида», режиссер Павел Павликовский — прим. ред.). Общий смысл речи (речь, на случай победы, готовится всеми номинантами заранее — прим. ред.) был такой, что я рад, что картина услышана, потому что эта история хоть и сделана на русском материале, на русской фактуре, на нашем языке, но я убежден, что она универсальна.