Первая биеннале прошла в Красноярске в 1995 году, задумывавшаяся изначально как форум музейщиков — со всего края съезжались представители музеев, общались, знакомились и чему-то учились. Элементы этого сохраняются до сих пор, но теперь биеннале выглядит как кураторский проект, в котором собраны произведения, целые выставки и коммуникативные события, объединенные флагманской темой.
11-я биеннале пройдет под заголовком «Практики соприкасания». По задумке куратора Сергея Ковалевского, она призвана осветить феномен проникновения внешнего во внутреннее и наоборот, совместного существования людей друг с другом. Биеннале продлится ровно два месяца: с 30 сентября по 30 ноября, в рамках основного проекта будут представлены работы более 30 художников из Европы, Азии, Америки. К биеннале полностью перекроили музей, где-то убрали стены, где-то наоборот поставили, сделали новые пространства — кабинеты, разделяющие экспозиционные залы, и открыли входы в «подвалы»: под платформой, где стоит скульптурная группа революционеров, можно будет покататься на тележке.
Открытие
Прошлая биеннале «Любовь пространства» открывалась шествием, размотав людей по площади перед БКЗ, проведя затем их через главные двери музея — все это под хор и барабаны. Теперь не было бы даже возможности сделать что-то похожее: музейный центр, потеряв пешеходный мост, остался как будто на острове, недосягаемый у стрелки реки. Этой рекой, в общем, и воспользуются на открытии: представление «Отделение связи» произойдет прямо на берегу и будет посвящено возможностям коммуникации. Специально для открытия санкт-петербургский композитор Владимир Раннев написал музыку для двух хоров и перкуссионистов: один хор будет стоять возле музея, второй — на острове Молокова.
После этого в музейных залах пройдет несколько перформансов, среди них «Вязаник» Леонида Тишкова (Москва). Название — это придуманное им же слово, обозначающее связанное существо: старая одежда рвется, из обрезков скручиваются клубочки, потом крючком что-то вяжется. Этот костюм связала мама художника — во время перформанса вместе с молодыми танцорами, посредством пластической драматургии и экспериментальной хореографии будет предпринята попытка показать, как можно представить изобразительное искусство через движение, оживить скульптуру.
Выставки
Программа биеннале традиционно выглядит неохватной, но уже сейчас можно расставить какие-то метки. Например, самое интересное и попадающее в тему смотра — разрисованное Андреем Кузькиным кафе "Мария": три стола и большая стена имеют заголовок «Действия непреодолимой силы». Выглядит это как рисунок ребенка, и в этом случае — так оно и есть. Сначала рисовали дети, потом Кузькин дорисовал черных человечков, и теперь и стена и столы не просто стоят там, а выполняют свои утилитарные функции: на стену можно облокотиться, за столом сидеть, и вызывает это почти эйфорические чувства.
На биеннале покажут выставку московского художника и скульптора Александра Повзнера, известного тем, что он преобразует обыденные в вещи в парадоксальные объекты. Например, делает нефункциональной лестницу на детской площадке, обычные пакеты из супермаркета — огромными, офисные кулеры — каменными (они хмурятся, выстроившись вокруг войлочного колокола), скульптуры садит в горшки. «Отчет о проделанной работе» что-то в духе записной книжки скульптора, сделанной из разных материалов — навалены скульптуры, шары, кубы. Документация деятельности становится ею, а выставка становится слепком процесса, фиксацией всех этапов творческой деятельности.
В Красноярск приехал художник Леонид Тишков, известный, прежде всего, проектом «Путешествие Частной Луны» — светящаяся долька побывала уже во всех уголках мира. На выставке «Взгляни на дом свой» два водолаза из бронзы будут охранять светящуюся Луну. Тут же расположится реальный мир, где будут коврики, уют, воспоминания о матери, вязаные существа, хранители очага и памяти. Среди прочего будут совсем новые вещи: во много раз увеличенные фотографии из семейного альбома родителей, напечатанные на ткани — художник предлагает войти в прошлое, считая, что вспоминая, мы моделируем будущее.
Посетителей также ждет увлекательная инсталляция художницы Татьяны Ахметгалиевой (Санкт-Петербург) «Аллергия на пыль» — художница работает с текстилем, постоянно перемещаясь от декоративно-прикладного искусства в сторону живописи. Ее произведения посвящены телефонам и телевизорам. Неживое изображено с помощью природных материалов (художницу волнуют сигналы и импульсы), информационный поток находит буквальную визуализацию: сотни ниток разлетаются в стороны. Напрямую соприкоснуться любыми частями тела с неведомым пространством можно будет также в «Тайной комнате» Ольги Кройтор. Это полностью обитое черной тканью пространство, создающее эффект поглощения, проглатывания, заполненное темнотой и редкими очагами света.
Среди участников из Красноярска: Виктор Сачивко (с домом желаний и серий из 365 небольших живописных работ), Василий Слонов (снова про ватники), Александр Суриков (представит флаги разных государств), Алексей Мартинс (покажет свои минималистичные и прекрасные ментальные дрова) и Татьяна Антонюк (с экспозицией фотографий «Родная кровь», победившей в этом году на конкурсе EISA Maestro).
Прогуляться по экспозициям еще до открытия можно в фотоальбоме, там же можно узнать больше подробностей о работах:
Паблик арт
На прошлой биеннале уличная программа выглядела как настоящий захват города: Тимофей Радя вызвал дискуссии общественности после «Ты лучше космоса» на набережной, на Доме офицеров до сих пор есть маяк, и никак не забыть захламленный дом на улице Ады Лебедевой, который пытался сохранить художник Татуро Атц. Сейчас организаторы занимаются только своим «островом», а именно — стенами Музейного центра, которые сейчас похожи на кожу больного или на камуфляж.
На центральной, обращенной к улице Дубровинского стене появилась огромная фреска художника Bip — «Бегущий с цветами по кладбищу», посвященная незнакомому мужчине, стремительно бегущему к похоронной процессии, опаздывающему на похороны. В работе можно увидеть образ, открывшийся художнику — без контекста, без визуального объяснения, будто простой человек куда-то бежит. Среди контуров и белого, выжигающего фона на зрителя летят лепестки — снизу кажется, что они сейчас приземлятся прямо тебе на голову.
Там, где раньше было сердце фестиваля АТФ появилось «Ватное сердце» Василия Слонова, где была фреска Андрея Логвина «Одинвполеневой» — изображение «Дефис» арт-группы «Злые». Перед зданием музея, рядом с огромными стульями теперь «Красноярские многоэтажки» художника EVOL из Германии, который помещает панельки в центр города, и здесь эти уменьшенные копии других, фоновых, десятиэтажек смотрятся одновременно как музейный экспонат (в пробирке) и как настоящий дом, в окна которого можно заглянуть.
Показы, спектакли, встречи
Первые несколько дней биеннале будут насыщены разными событиями — 1 октября в рамках проекта ТЮЗа «Вешалка#театркинодок» пройдут показы фильмов «Любовь к родине не знает границ» — в программу кинопоказа вошли три работы: «Мама» Лидии Шейниной, «Везде Таксим» Аллы Максимовой и «Звизжи» Ольги Привольновой, все режиссеры — выпускники Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Вечером 1 октября состоится показ нашумевшего фильма «Милый Ханс, дорогой Петр» режиссера Александра Миндадзе — и встреча с ним, а также с актером Андрюсом Даряла.
3 октября в Красноярске пройдет единственный концерт — на биеннале приедет рок-группа, состоящая из поющего композитора Александра Маноцкова и струнного квартета Courage Quartet, прозвучат композиции из двух песенных альбомов «Пели» и «Мама» — на фоне «минималистского» струнного квартета пропеваются тексты Даниила Хармса, Александра Введенского и их современника, испанца Хуана Рамона Хименеса, кроме этого, в программе прозвучат разные песни Александра Маноцкова и его инструментальная музыка. А 4 октября пройдет показ психологического этюда «Возвращение» (по мотивам одноименного рассказа Андрея Платонова), срежиссированного ведущим артистом-кукловодом Красноярского краевого театра кукол Владимиром Ясинским, здесь будет представлена неофициальная, окопная «правда о возвращении», переживания, воспоминания и сны будут переданы невербальным языком: кукла в человеческий рост будет двигаться, наливать чай, глотать таблетки, листать альбом с фотографиями.
Биеннале начнет работать 30 сентября в 19:00. Вход на открытие свободный, во все остальные дни и на события нужно приобретать отдельный билет. Телефон для справок: 212-46-63.
Генеральный партнер Красноярской музейной биеннале — Фонд Михаила Прохорова.