Всероссийский проект «Поколение М» уникален: впервые в нашей стране в основу благотворительной инициативы легла онлайн-площадка, а именно сайт dobroedelo.mts.ru. Здесь каждый (благодаря интернету действительно каждый) ребёнок может помогать своим больным сверстникам, просто занимаясь творчеством и совершая привычные манипуляции мышью, такие как лайки и репосты.
На сайте проекта, например, запущено несколько конкурсов («Стань новым классиком», «В ярких красках», «Я с друзьями» и другие) — участие и победа в которых приносят реальные награды федерального масштаба. Так, например, особенно выдающиеся картины маленьких художников дорисовывает «большой» художник Никас Сафронов, затем их продают на аукционах — деньги, опять же, идут на благотворительность. В сообществе в социальной сети «ВКонтакте» МТС проводит для детей и их родителей различные творческие конкурсы, обучающие мастер-классы и другие активности, за участие в которых также начисляются баллы, которые пополняют виртуальный «счётчик добра». В конце года компания переводит накопленные очки в реальные деньги, которые — как и средства от продажи билетов на все показы спектакля «Поколение Маугли» — направляются на лечение детей.
МТС запустила «Поколение М» в 2014 году и всего за полтора года онлайн-аудитория проекта превысила 8,5 миллиона.
«Это значит, что такая инновационная форма благотворительности прижилась в России — когда сами дети спасают жизни их ровесников через творческие онлайн-активности. 365 тысяч детей из разных уголков страны за стали участниками нашего проекта. Всё потому, что мы дали ребятам и их родителям простые, понятные инструменты благотворительности. Когда ребенок не попросил у папы с мамой денег, а своим рисунком внес один рубль и помог спасти чью-то жизнь, разве это не хорошие инструменты для благотворительности?», — рассказала руководитель проекта «Поколение М», директор по стратегическим коммуникациям компании МТС Елена Новожилова.
Помогать можно не только в Интернете, но и в реальной жизни, например, на театральных подмостках. В рамках проекта дети могут принять участие в благотворительном спектакле «Поколение Маугли». Этот мюзикл создаётся большим коллективом во главе с Константином Хабенским (он сам играет роль Акелы), и каждый раз в новых городах воссоздающийся с новым составом — как знаменитых актеров, так и местных детей. Спектакль уже был поставлен в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, а теперь и в Новосибирске благодаря активности жителей города в проекте «Поколение М». Интересно, что одновременно на сцене задействовано порядка 50 детей, хотя кажется, будто их там несколько сотен — разные по возрасту (от 6 до 16 лет) и по росту они заполняют все пространство сцены и смотрятся фантастически органично.
Наверное, не случайно за основу мюзикла взяли не совершенно новую историю, а переписали известную. Маугли оказывается на задворках цивилизации, где дружелюбные (и не совсем) сверстники ведут какую-то совершенно новую и удивительную для него жизнь, и он через взаимодействия с ними познает мир. Иногда кажется, что создатели и сами не уверены, кому все это нужно — детям или их родителям, которые, очевидно, не просто получают удовольствие, а проникаются философией соучастия и помощи ближнему.
Дети, впрочем, тоже проникаются, исполнитель главной роли шестнадцатилетний Никита Костров это подтверждает: «Можно не верить взрослому, но как не верить такому же подростку?».
Одной из главных особенностей спектакля является то, что юные актёры знают тех детей, для которых они играют и на помощь которым пойдут собранные от продажи билетов деньги. Это особая образовательная миссия, которую несёт проект «Поколение М»: ребята с малых лет привыкают к мысли, что благотворительность и соучастие к чужим проблемам — это правильно.
Вот что говорит Константин Хабенский на эту тему: «Я очень надеюсь, что ребята увидят результаты своих дел: увидят вживую тех ребят, которых сначала видели на экране, а потом они пришли на спектакль. Это называется „сделанное дело“. У нас не развита культура благотворительности, но я считаю, это нужно делать. Нужно прививать со школьной скамьи, нужно это объяснять, что нужно помогать людям, как то, что нужно покупать хлеб и чистить зубы. Ничего страшного и сверхъестественного в этом нет. Вот 100 человек, которые пропустили через себя понимание этого, через свою кровь, нервы».
Помимо спектакля проект «Поколение М» подарил новосибирцам выставку «Гран-при по-русски. Фотографии российских и советских лауреатов World Press Photo 1955-2015». На ней представлены лучшие работы отечественных фоторепортеров: 559 фотографий 121 автора, включая снимки 2015 года, которые жители Новосибирска увидели первыми в России. Жизнь нашей страны начиная с 60-ых годов прошлого века, непростые судьбы людей и яркие страницы всеобщего ликования показаны через объектив фотокамеры. В проекте «Поколение М» всё строится на детском творчестве, поэтому в рамках выставки талантливые новосибирские ребята получили возможность вместе с профессионалами поработать над фотографиями. Куратор отобрал несколько одарённых ребят, и они с его помощью снимали процесс подготовки спектакля «Поколение Маугли». Ощущения у всех от этого — как от большого праздника, дети с удовольствием делятся своими историями, одна из участниц двенадцатилетняя Анита Смирнова рассказывает:
«У меня точка съемки была своеобразной, я снимала за сценой, мне кажется это наиболее трудно. Старалась изнутри показать атмосферу праздника, пыталась использовать какие-то новые приемы».
Простой и очень нужный проект «Поколение М» с первого взгляда кажется немного сложным, в одном абзаце не объяснишь, что нужно делать, куда идти, тыкать или не тыкать, или может что-то еще. Но, когда оказывается, что достаточно совершать обычные действия, смотреть ленту новостей и ставить сердечки на тех постах, которые действительно нравятся, проект становится совершенно понятным. Занимаешься творчеством, развиваешься, выкладываешь свои работы, «лайкаешь» другие и таким образом помогаешь больным детям.
Простота, идея и масштаб «Поколения М» привлекают крупных партнёров. Уже в следующем году проект начинает полномасштабное сотрудничество с Международным фондом К.С. Станиславского — непререкаемым авторитетом и мощью в театральном мире, который будет вести профильное направление проекта. Также среди новых партнёров — журнал «Ералаш», ансамбль «Непоседы» и другие известные творческие организации. Красноярские ребята также, как и новосибирские могут привлечь внимание звезд российской культуры. Для этого достаточно быть активными на сайте «Поколения М», проявлять свои таланты и делиться творчеством с другими участниками.
Сейчас в рейтинге активности — «Битве регионов» — Красноярский край находится на 8 месте (у второго по величине субъекта страны результат мог бы быть и получше). Хочется, чтобы как можно больше одарённых детей и их родителей принимало участие в творческой жизни проекта «Поколение М», ведь кто знает, может быть завтра у кого-то из юных красноярцев в дополнение к спасённым жизням других детей появится совместная картина с Никасом Сафроновым или главная роль в спектакле с Константином Хабенским. Теперь и вы узнали о проекте, можете прямо сейчас зайти на сайт dobroedelo.mts.ru и начать делать добро и помогать другим.