Найти общий знаменатель
Первый созыв Законодательного Собрания Красноярского края выбирали на 2 года. Но следующие выборы состоялись только в конце 1997 — почти через два года после заранее оговоренного срока. Это даже стало поводом для иска со стороны группы депутатов к парламенту, рассказывал Всеволод Севастьянов.
На выборах был установлен минимальный порог явки в 25 %. Участие в них приняли 223 кандидата. Большинство из них были врачами, педагогами, предпринимателями, руководителями предприятий, были среди будущих депутатов журналисты, юристы, а также работники культуры. Проходили выборы в два тура — 7 и 21 декабря 1997 года.
В новый состав парламента вошло уже больше депутатов — 42 вместо 34 в первом составе. 22 из них были выбраны по одномандатным округам, а остальные 20 — по партийным спискам.
Из 25 избирательных блоков представительство в Законодательном Собрании получили четыре. Самый массовый (8 мандатов) — «Коммунисты и аграрии — за власть народа», которые набрали 24,38%. По пять мандатов получили блоки «Честь и Родина. Александр Лебедь» (13,87%) и «Союз дела и порядка. Будущее края» (13,73%). Еще два места в парламенте получило объединение «Яблоко» (7,47%).
На первой сессии, которая прошла в январе 1998 года, спикером выбрали Александра Усса. На этом посту он «задержится» до сентября 2017 года. Новый состав парламента приступил к работе, продолжая то, что было начато их предшественниками. Депутат Госдумы Раиса Кармазина отмечала, что ситуация в регионе, как и в стране в целом, была на тот момент очень сложной.
«Проблемы были разные, но удавалось как-то находить общий знаменатель — куда нам идти дальше, как развиваться. Здесь наше Законодательное Собрание было пионером. Приходилось работать над тем, чтобы обеспечить людей рабочими местами. Начали с администрацией края проводить выездные обсуждения проектов бюджетов, каждый район на месте смотрели», — отмечала политик.
В своей работе депутаты опирались на мнение избирателей.
«С ними мы встречались в округах, трудовых коллективах, проводили встречи с общественностью. Я активно взаимодействовала с профсоюзами. Результатом таких встреч, например, стало появление закона о норме площади жилья, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг. Это была инициатива депутатов Законодательного Собрания, мы приняли норму 22 и 25 „квадратов“ для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Эта норма была гораздо выше, чем предлагалось, принятие закона шло не просто, мы подключили общественность и закон отстояли», — рассказала депутат Законодательного Собрания с 1994 по 2011 год Светлана Андронова.
Летом 1998 года Красноярский край получил нового губернатора Александра Лебедя.
«В связи с этим первоначально было очень много „шараханий“ в управлении экономикой края, связанных с нескончаемой чередой и сменой ведущих специалистов. На какое-то время в крае воцарилась настоящая анархия в экономике и финансовом управлении. Потом, когда это противостояние закончилось, ситуация стабилизировалась, а жизнь начала приобретать нормальные оттенки. Мы стали разрабатывать стратегию социально-экономического развития региона», — рассказывал заместитель председателя Законодательного Собрания того периода Анатолий Ромашов.
Депутат того периода Юрий Абакумов тоже отмечал проблемы в экономике, которые усилились из-за произошедшего в августе 1998 года дефолта.
«Мы практически никогда не принимали вовремя бюджет, поскольку депутаты постоянно пытались его отстоять в пользу населения и социальных программ. Уже тогда мы взяли курс на социальную защиту населения, это было делом практически каждого депутата. Среди прочего, нам указали на социальную несправедливость в присвоении ветеранам категории федерального значения. На одной из встреч женщина задала мне вопрос: „Почему вы не сделаете категорию краевых ветеранов? Чем я, имея большое количество отраслевых наград и не имея взысканий, отличаюсь от федеральных льготников?“. Мы с депутатом Валерием Николаевичем Щербо предложили такой закон, он был принят, но исполнялся совсем недолго. Объявив, что в крае дефицит бюджета, Александр Лебедь „заморозил“ его», — делился воспоминаниями депутат.
Всего за период с 1997 по 2001 год депутатский корпус рассмотрел и принял 398 законов, большая часть из которых (236) касалась экономических вопросов. Продолжалась приватизация госпредприятий, но ситуация складывалась таким образом, что уже приватизированная собственность нередко становилась предметом для рейдерских захватов. При этом завод Красцветмет удалось отстоять и оставить 100 % его акций в собственности Красноярского края. Также депутаты приняли закон, ставший на пути распродажи государственной собственности в акционерных обществах.
Также во время этого созыва Красноярский край официально разграничивает полномочия с Эвенкией и Таймыром. Депутаты принимают десятки целевых социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, спорта, образования, науки, культуры и социальной поддержки населения.
Материал о том, как проходили первые выборы в Законодательное Собрание Красноярского края: Ты помнишь, как всё начиналось...
Работа первого созыва Законодательного Собрания: С чистого листа
В следующих материалах Newslab расскажет о работе следующих созывов краевого парламента.