Сегодня на совещании в Законодательном собрании с докладом об изменении налогового законодательства и налоговом потенциале Красноярского края выступил заместитель губернатора края, начальник главного управления развития экономики и планирования администрации края Эдхам Акбулатов.
Первоначально он отметил, что в 2002 году Красноярский край сохранил свои позиции среди регионов СФО. Край занимает первое место по поступлениям налогов и сборов по всем уровням бюджетной сферы. Доля края по этому показателю составляет 22,9%, то есть, четвертую часть налогов и сборов СФО собирают на территории Красноярского края.
На 2003 год Министерством финансов был запланирован объем расходов из консолидированного бюджета Красноярского края в размере 43,4 млрд. рублей, а фактически эта сумма составляет 36,5 млрд. рублей. То есть, заданный федеральный объем значительно превышает объем, запланированный краевым бюджетом. Этому есть объяснения, в 2002 году произошли изменения в налоговом кодексе, в частности, в системе налогообложения по природным ресурсам, по акцизным товарам, в платежах за загрязнение окружающей среды, и передача на региональный уровень в 2002 году ряда налогов не компенсировалась. Это расхождение, по оценкам краевых чиновников, составляет порядка 800 млн. рублей не в пользу края.
К негативным особенностям 2002 года относятся и структурные сдвиги в валовом продукте края, изменения мировых цен на рынке цветных металлов, существенное изменение налогового законодательства, централизация на Федеральном уровне части налоговых доходов. В сравнении с 2000 годом объемы централизации изменились с 75% до 52,7%. Существующая методика Министерства финансов, с точки зрения представителей администрации края, неадекватна ситуации, которая складывается на территории края. Принимаемая в настоящее время методика распределения средств фонда финансовой поддержки субъектам федерации использует данные за 1999 год, и не учитывает изменения в структуре валового регионального продукта. В течение 2002 года Совет администрации края, Законодательное собрание выходили с предложениями, касающимися соответствующих корректив в методику Министерства финансов РФ.
Параметры консолидированного бюджета Красноярского края на 2003 год выглядят следующим образом: по доходам бюджет края сформирован в объеме 36,8 млрд. рублей, что составляет 14,8% от валового регионального продукта. По расходам - в объеме 38,2 млрд. рублей, или 15,4% валового регионального продукта.
Дефицит бюджета составляет 1 млрд. 455 млн. рублей. С учетом изменения законодательства, налоговые поступления сокращаются, и, таким образом, объем доходов консолидированного бюджета может быть запланирован лишь в размере 31,7 млрд. рублей.
В структуре доходной части консолидированного бюджета ведущие позиции занимает подоходный налог с физических лиц – 29,4%, налог на прибыль 22,4%, налог на имущество – 11,5%, акцизы – 8,6%.
Складывающаяся ситуация, где объем нормативных расходов значительно превышает объем доходов консолидированного бюджета Красноярского края, привела к тому, что в крае сложилась большая задолженность бюджета по своим обязательствам.
Федерация приняла на себя определенный объем полномочий, при которых часть средств, которые ранее направлялись субъектам РФ, будут централизованы на Федеральном уровне. Таким образом, Федерация теперь распоряжается средствами, которые ранее оставались в субъектах Федерации. И, вероятнее всего, такая ситуация будет оставаться на том уровне, на котором она сегодня существует.