Красноярские общественники обсудили проблемы и перспективы дистанционного образования

В Общественной палате Красноярского края прошла онлайн-дискуссия на тему: «Дистанционное образование в современных условиях: проблемы и перспективы». В обсуждении участвовали представители органов власти, надзорных органов, научное, педагогическое и родительское сообщество.

Как отметила председатель палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Светлана Бордукова, перевод на дистанционный режим обучения волнует всех: «Наиболее часто задаются вопросы, связанные с организацией этого процесса, с взаимодействием педагогов с детьми и их родителями, с перспективой этого режима. У многих родителей есть опасения, что дистанционный режим может сохраниться надолго, и они обеспокоены качеством образования. Общественная палата и Гражданская ассамблея не может стоять в стороне от этих обсуждений».

По словам заместителя министра образования Красноярского края Натальи Анохиной, на данный момент 21 школа, а это более 4,5 тысяч обучающихся, полностью переведена на дистанционное обучение. Еще в 400-х школах края обучение осуществляется в смешанной форме. Проблемы, которые есть сегодня, — это отсутствие компьютерной техники у детей и педагогов, отсутствие интернета и его низкая скорость. Также образовательные платформы не выдерживают большие нагрузки, и не все педагоги владеют информационными технологиями, а у детей наблюдается перегрузка. Но замминистра подчеркнула, что все эти проблемы постепенно решаются.

Член палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Андрей Никитин отметил, что родительское сообщество обеспокоено дистанционным форматом и считает, что несмотря на то, что все уверяют, что данная мера временная, в это не верит никто.

Светлана Бордукова в ответ на замечание коллеги  отметила, что отдельная родительская организация не правомочна делать заявления от лица всего родительского сообщества региона. Важно запланировать и провести серьезные социологические исследования по вопросу среди большего числа родителей и педагогов. «Согласна с тем, что мир меняется в процессе перехода в новую постиндустриальную эпоху и пандемия отражается на этом процессе, но для нас важно сейчас сохранить здоровье детей и взрослых и более ответственно относиться к своим обязанностям», — подчеркнула она.

Б​​​​ольшинство участников дискуссии сошлись на мнении, что дистанционное обучение — хоть и вынужденная, но необходимость, которая реально помогает в сегодняшней ситуации.

«Дистанционный формат обучения — это мера вынужденная, это только ради того, чтобы сохранить здоровье, прежде всего, наших детей, педагогических работников. Мы все, конечно, ожидаем улучшения санитарно-эпидемиологической ситуации, и в обязательном порядке перейдем в обычный нормальный режим, никто сегодня в системе образования даже не обсуждает, что дистанционный формат навсегда или очень надолго», — сказала Наталья Анохина.

По мнению начальника отдела Управления Роспотребнадзора Марины Шевцовой, одна из основных мер профилактики коронавирусной инфекции — это социальное разобщение: «Чем меньше мы общаемся, тем меньше вероятности большого охвата инфекцией различных групп людей. Перевод образовательных организаций на дистанционную форму — это как раз один из способов социального разобщения», — отметила она.

И.о. ректора Красноярского государственного педагогического университета Мария Холина напомнила, что преподаватели заражаются коронавирусом и часто сложно его переносят, поэтому «нельзя закрывать на это глаза и бросать их на амбразуру». Она считает, что надо адаптироваться к этой ситуации, работать в дистанционном режиме и повышать качество знаний.

онлайн-дискуссия на тему: «Дистанционное образование в современных условиях: проблемы и перспективы»

Член палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Людмила Косарынцева отметила, что поддерживает решения по введению дистанционного обучения, так как считает их правильными в сегодняшней ситуации, когда количество больных педагогов увеличивается, а дети, к сожалению, являются переносчиками коронавируса как для учителей, так и для родителей.

По мнению члена палаты просветительских и образовательных организаций Владимира Минова, дистанционное обучение — это уже настоящее, а сегодня необходимо обсуждать будущее образования в Красноярском крае. Ситуация изменилась, и так или иначе дистанционные формы обучения будут, поэтому надо обсуждать будущее, чтобы это не влияло на эффективность качества образования в целом.

Председатель палаты патриотических, историко-культурных и краеведческих организаций ГА Юрий Тяжельников поднял еще одну проблему, которая волнует обучающихся на платной основе студентов ВУЗов. Во время пандемии они, как и бюджетники, обучаются в дистанционном формате, а платят немалые деньги за очное обучение. Общественник согласен с мнением некоторых депутатов о том, что ВУЗам надо пересчитать плату за обучение, это обоснованно.

По итогам дискуссионной площадки участники отметили, что важно сохранять открытый диалог с родителями на актуальные темы и совместными усилиями обеспечивать и безопасность детей и качественный образовательный процесс. В ближайшее время общественники планируют продолжить обсуждения, чтобы более глубоко рассмотреть разные аспекты: будущее цифровой трансформации образования, профессиональную подготовку учителей, и, главное, сохранение здоровья учащихся и педагогов в этом процессе, в соответствии с санитарными нормами.