«Вуз должен научить искать новые знания»: эксперты КЭФ назвали ключевые компетенции выпускника будущего

Сегодня, 12 апреля, на Молодежной площадке Красноярского экономического форума «Поколение-2030» участники и эксперты обсудили, какими компетенциями должны обладать выпускники университетов будущего, и какова роль университетов в развитии регионов.

В дискуссии участвовали представители власти, высшей школы и бизнеса. Стороны были единодушны в том, что 2020-й год повлиял на запрос общества к системе образования и теперь необходимо изменить подходы к образовательному процессу.

По словам министра образования Красноярского края Светланы Маковской, региональная власть заинтересована в большей практикоориентированности образования:

«В регионе востребованы педагоги, специалисты для сельского хозяйства, те, кто способен работать в условиях Севера. Но, кроме отраслевой привязки, для выпускников важно владение такими компетенциями, как умение работать в команде и быстро адаптироваться к новым условиям».

Молодежная площадка Красноярского экономического форума «Поколение-2030»
Фото: кэф21.рф

Эксперты отметили значимость владения многозадачностью, знания тайм-менеджмента и наличия критического мышления. Такую позицию и поддержали представители бизнеса.

«Возможность учиться — это базовое требование современного специалиста к работодателю, — отметила Ольга Суроткина, руководитель по операционной поддержке бизнеса Coca-Cola HBC Россия. — Поэтому наша компания меняет подходы к найму сотрудников — мы стремимся „выращивать“ кадры со студенческой скамьи, чтобы получить не просто специалистов, а молодых профессионалов, уже погруженных в профессию и имеющих иной уровень взаимодействия с работодателем. С 2018 года компания запустила бесплатную платформу „Youth Empowered — Твой путь к успеху“. Это глобальная инициатива, направленная на поддержку молодых людей в возрасте 18-30 лет, которые ищут работу мечты. Сейчас программу прошли уже более 11 000 участников в России. Это крупнейший образовательный проект Coca-Cola в России для молодёжи, он включает 10 курсов по ключевым социальным и бизнес-компетенциям, таким как коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект, умение управлять персоналом дистанционно, самодисциплина, тайм-менеджмент».

Директор института перспективных исследований и цифровых решений в сфере науки и образования РУДН Сергей Пилипенко считает, что сейчас особую роль приобретают так называемые мета-компетенции, которыми должны обладать и сами педагоги.

«Прежде всего важно умение понимать, чего же тебе не хватает. Во-вторых, вуз должен дать „компетенцию получать компетенцию“ — научить, как учиться и где искать новые знания. Наконец, необходимо суметь оцифровать все свои компетенции», — пояснил эксперт.

По мнению экспертов, для ликвидации причины разрыва между университетом и бизнесом необходимо оперативно вносить изменения в образовательную программу, а также в перечень компетенций.