Итоги развития фармацевтического рынка России за 2003 год

Аналитическая компания RMBC (ГК "Ремедиум") подвела итоги развития фармацевтического рынка России за 2003 год.

Среди полученных данных - рейтинги ведущих производителей и дистрибьюторов лекарственных средств, а также наиболее прибыльных для аптек торговых марок по объему розничных продаж в прошлом году.

В "десятке" ведущих предприятий химико-фармацевтической отрасли по объему производства в 2003 году "Отечественные лекарства" ($ 104,7 млн.) уступили позиции лидера компании "Ай-Си-Эн Фармасьютикалс" ($ 115,2 млн.). Далее в рейтинге: "Верофарм" ($ 55,4 млн.) и "Нижфарм" ($ 53,2 млн.). На пятое место переместился национальный производитель "Брынцалов – А" ($ 48,6 млн.), занимавший в 2002 году 3 позицию.

В рейтинге производителей по объему импорта в 2003 году лидирует компания Aventis Pharma ($ 116,0 млн.). У Gedeon Richter Ltd. ($ 84,1 млн.) уверенное второе место. Французская компания Sanofi Synthelabo значительно увеличила объем ввозимых лекарственных средств ($ 82,9 млн.), за счет чего переместилась с 7-ой на 3-ю позицию. За ней следуют Berlin-Chemie/Menarini Pharma GmbH ($ 81,0 млн.), Novo Nordisk ($ 78,9 млн.) и др.

"Тройка" ведущих дистрибьюторов в 2003 году не изменилась: на первом месте "Протек" с объемом ввозимых лекарственных средств $ 368,8 млн. в денежном выражении, далее – "СИА Интернейшнл" ($ 286,6 млн.) и "Шрея Корпорейшн" ($ 128,1 млн.). Надо отметить, что объем импорта "СИА Интернейшнл" вырос на 64%, приблизив дистрибьютора к компании "Протек". Четвертое место занимает "Аптека-Холдинг" ($ 35,2 млн.), а "Доминанта-Сервис" ($ 33,7 млн.) переместилась на 5 место, улучшив свои позиции на целых 45 пунктов по сравнению с 2002 годом.

Согласно розничному аудиту лекарственных средств, проведенному компанией RMBC на рынке России, лидером среди производителей по объему аптечных продаж, как и в прошлом году, является компания Aventis Pharma ($ 101,7 млн. в оптовых ценах). За ней следуют Gedeon Richter Ltd. ($ 82,3 млн.) и Berlin-Chemie/Menarini Pharma ($ 81,8 млн.), которая поднялась на 3-е место в рейтинге, оттеснив словенскую KRKA D.D. с объемом аптечных продаж $ 71,0 млн. Pfizer International ($ 67,0 млн.) - на 5 месте.

Среди лекарственных средств по объему аптечных продаж в России первые позиции принадлежат препаратам Но-шпа ($25,8 млн. в ценах закупки) и Энап ($23,8 млн.). Настойка боярышника, Кавинтон и Виагра завершают "пятерку" наиболее популярных лекарственных средств.

Генеральный директор аналитической компании RMBC (ГК "Ремедиум") Сирма Готовац сообщил: "В структуре ведущих отечественных производителей ситуация достаточно стабильная. На оптовом рынке лекарственных средств отчетливо просматривается процесс концентрации. Общее количество фармдистрибьюторов соответственно уменьшается. Это свидетельствует об устойчивом положении ведущих компаний национального масштаба, а также о более высоком уровне сервиса, предлагаемого аптекам, по сравнению с небольшими региональными оптовыми компаниями. По объемам аптечных продаж на российском рынке по-прежнему доминируют западные компании. Вероятно, эти тенденции на фармацевтическом рынке России укрепятся в связи с переводом отечественных предприятий отрасли на стандарты GMP к 2005 году".


REGNUM