Каждый второй россиянин при покупке нового автомобиля готов воспользоваться госпрограммой

О наличии программы льготного автокредитования слышали более 80 % россиян, а воспользоваться ею при покупке нового автомобиля готов каждый второй. Около 40 % ожидают возобновления ее условий и хотели бы купить по ней машину с двигателем внутреннего сгорания, а 54 % выступают за расширение списка доступных брендов. Таковы результаты совместного опроса*, проведенного ВТБ и «Открытие Авто» .

81% опрошенных осведомлены о госпрограмме льготного автокредитования: 35 % знают о возможности взять льготный кредит на покупку автомобиля и в курсе условий, еще 46 % слышали о программе в целом. Ничего не слышали о возможности льготного автокредитования лишь 19 % опрошенных.

Более информированными оказались автовладельцы с Дальнего Востока (43 %), Северного Кавказа (40 %), а также Москвы и Московской области (40 %). У каждого пятого респондента (20 %) уже был опыт автокредитования в рамках господдержки. Чаще других льготные займы привлекали москвичи и жители Дальнего Востока (по 20 %), реже других — на Урале и в Сибири (по 10 %).

В ходе опроса выяснилось, что 38 % респондентов ожидают возобновления госпрограммы. Больше всего этого хотели бы россияне возраста 26-40 лет (46 %). Интересно, что женщины ждут перезапуска целевой программы чуть больше, чем мужчины (41 % против 36 %). Не ожидают ее перезапуска 22 % респондентов, а 40 % затруднились с ответом.

Воспользоваться льготным автокредитом в случае продления программы готовы 47 % опрошенных, тогда как двумя годами ранее сделать это планировали только 12 % будущих автовладельцев (опрос июля 2021 г). Лишь 15 % не планируют пользоваться льготными автокредитами, а остальные затруднились с ответом.

Интересно, что 54 % предпочли бы купить машину с классическим двигателем внутреннего сгорания. Лишь 13 % сказали, что выберут электрокар. Треть респондентов пока не определились с выбором типа автомобиля.

Отвечая на открытый вопрос о желательных изменениях (можно было дать три варианта ответа), 54 % респондентов предложили увеличить список доступных к покупке автобрендов. 39 % хотели бы расширить категорию участников программы, а треть (33 %) рассчитывают на субсидирование ставки по автокредиту по аналогии с господдержкой ипотеки. 19 % предлагают стимулировать покупку электрокаров за счет большей скидки, 15 % — увеличить порог стоимости транспорта для участия в программе. Только 11 % опрошенных действующие условия полностью устраивают.

«Льготное кредитование стало определяющим фактором, вернувшим авторынок на траекторию роста и в первую волну пандемии, и после ухода западных брендов. Сегодня программа распространяется только на отдельные категории клиентов, что отражается на ее результате в общем объеме продаж. Многие автовладельцы ждут возвращения льготных кредитов, так как на фоне роста цен приобретение машин становится менее доступным — в первую очередь, для социальных категорий населения», — прокомментировал начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников.

«Последний год программа льготного автокредитования продолжает оставаться одним из основных драйверов как рынка автокредитования, так и сегмента автобизнеса в целом. Господдержка в условиях растущих цен позволяет сделать автомобиль для россиян доступнее и стимулирует покупательский спрос. И рынок ждет ее продления. А с учетом того, что „китайцы“ сейчас активно заходят на рынок, считаем, что в рамках господдержки нужны большие привилегии для отечественных производителей и расширение списка доступных к покупке национальных марок авто», — отметила руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.

*Опрос проведен в июне 2023 года среди 1500 мужчин и женщин в возрасте 18-65 лет, по репрезентативной выборке во всех макрорегионах России.