Спикер Законодательного Собрания Красноярского края Алексей Додатко считает, что в работу высшей школы необходимо вовлекать системообразующий бизнес. Такую мысль он высказал на совместном заседании Совета законодателей Сибирского федерального округа и комитета Госдумы по науке и высшему образованию.
Совещание было посвящено проблемам подготовки кадров. Без нее невозможно решить проблему укрепления технологического суверенитета, которую президент России Владимир Путин назвал одной из ключевых задач в текущем году и ближайшей перспективе. За короткий срок предстоит вывести на новый уровень собственные критически важные технологии в микроэлектронике, информационных технологиях, промышленности, медицине, в других важнейших для страны направлениях.
Регионы, в том числе Красноярский край, включены в научно-технологическую повестку. Председатель Законодательного Собрания Алексей Додатко в своем выступлении рассказал коллегам, какие меры по решению существующих в этой сфере проблем принимаются в крае.
«В Красноярске действует научно-образовательный центр мирового уровня, проектным офисом является Сибирский федеральный университет. Профиль НОЦа — технологии в сфере перехода к безуглеродной экономике, глобальные климатические инициативы, экологизация экономики региона, передовые промышленные технологии. В этом году добавились направления продовольственной безопасности, электроники, радиотехники и систем связи», — рассказал в докладе спикер.
Алексей Додатко отметил, что органы власти субъекта федерации сегодня располагают достаточным количеством инструментов, позволяющих проводить скоординированную с вузами политику поддержки.
«Системообразующий для экономики региона бизнес должен быть максимально вовлечен в работу высшей школы. Когда мы говорим, что одним из ключевых пробелов в системе подготовки и обучения кадров является расхождение между уровнем вузовской подготовки и потребностями экономики даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, мы понимаем, что преодолеть это за счет традиционных механизмов нельзя. Это невозможно сделать без партнерского участия бизнеса, и у нас здесь наработан достаточно серьезный опыт», — отметил спикер.
По его словам, проблема решается в крае комплексом мер, направленных на активное включение ведущих промышленных предприятий в реализацию образовательных программ. Так в Сибирском федеральном университете на базе института нефти и газа функционирует «Корпоративный нефтегазовый центр СФУ», Основными заказчиками обучения выступают предприятия ПАО НК «Роснефть». Ежегодно центр обучает около 750 человек по более чем 90 программам профессиональной переподготовки, профессионального обучения и повышения квалификации. Подобным образом готовят специалистов горного дела для УК «Полюс» и IT-специалистов, востребованных в металлургическом и энергетическом секторах бизнеса совместно с компаниями Эн+, РУСАЛ.
Алексей Додатко рассказал, что край остро ощущает нехватку высококвалифицированных инженерных кадров. Но недавно принятый краевой закон предусматривает предоставление грантов на создание образовательного центра и развитие профессиональной подготовки студентов в области инженерного дела, технологий и технических наук.
По мнению спикера, необходимо начинать профилизацию учащихся еще в школах. Для этого в Красноярском крае в Сибирском федеральном университете, начиная с 2020 года реализуется проект Физико-математической школы-интерната. Наиболее успешные школьники получают стипендию от организации-партнера (АО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва»). Есть и другие проекты успешной подготовки школьников в профильных классах для поступления на востребованные инженерные специальности: «Роснефть-классы» «Полюс-классы».
Также в крае поддерживается научная и научно-техническая деятельность: с 2021 по 2023 годы объем ежегодного финансирования такой деятельности из краевого бюджета вырос с 110 миллионов рублей до 370 миллионов рублей.
Алексей Додатко предложил коллегам обобщить накопленный в регионах опыт участия бизнеса в подготовке высококвалифицированных кадров, необходимых для современной экономики страны.