В Заксобрании Красноярского края обсудили работу некоммерческих организаций

В Красноярске депутаты Законодательного Собрания рассмотрели вопросы функционирования НКО. Этому было посвящено выездное заседание профильного комитета и секции по вопросам социальной политики Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления. В обсуждении проблем участвовало более 70 человек.

В Красноярском крае уже зарегистрировано более 3,6 тыс. негосударственных некоммерческих организаций, ежегодно к этому добавляется около 50 новых. В 2022 году край признали 7 среди 85 регионов по обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере. В 2020 году регион был только на 34 месте.

Депутаты познакомились с работой «Красноярского центра социального обслуживания». Социальные услуги НКО предоставляет с 2017 года в 10 территориях края, в их числе Красноярск, Шарыпово, Ужур, Ачинск, Назарово и Сухобузимский район. За это время заключено более 290 договоров о предоставлении социальных услуг на дому. Организация получила в 2022-2023 годах от государства в качестве субсидии за свои услуги более 37 млн рублей. Как пояснила директор центра Вера Нечаева, нестандартные интерьерные решения нового помещения позволят вскоре расширить формат работы и приглашать представителей старшего поколения на мероприятия. Это будут встречи по интересам, общение, лекции со специалистами. Оказание услуг проходит в рамках социального предпринимательства: помимо автономной некоммерческой организации действует и общество с ограниченной ответственностью.

По мнению Ильи Зайцева, выбор оптимальных форм для оказания качественных услуг остается за руководителем, но формат работы автономной некоммерческой организации позволяет оставаться прозрачным с точки зрения отчетности и уставной деятельности.

sobranie.info

Также депутаты посетили «Кризисный центр для женщин и их семей, подвергшихся насилию «Верба», которая известна даже за пределами края, так как оказывает помощь людям уже 24 года. Помощь специалистов центра получили около 20 тысяч человек, реализовано более 30 социальных проектов. Ежегодно на телефон доверия поступает 800-900 звонков, проводится не менее 900 очных консультаций психологов и юристов. Огромный объем работы выполняют девять специалистов центра.

Сложные жизненные ситуации людей, подвергшихся насилию в семье, требуют нестандартных решений. По мнению Натальи Пальчик, руководителя центра, гибкость, оперативность и профессионализм сотрудников НКО позволяет избежать бюрократических проволочек, сложностей межведомственного взаимодействия. Задача — спасти жизнь, уберечь ребенка, помочь здесь и сейчас в каждой угрожающей ситуации. Помимо оказания непосредственной помощи жертвам насилия, кризисный центр ведет работу по изменению общественного сознания в отношении домашнего насилия. Специалисты центра совместно с Красным крестом оказывают психологическую помощь семьям участников СВО.

На востребованную и жизненно важную деятельность кризисного центра с 2021 года ежегодно выделяется субсидия в размере 1,5 млн рублей. Сумма небольшая, ведь ежемесячно для его функционирования требуется не менее 200 тыс. рублей. Поиск средств заставляет НКО активно участвовать в проектной деятельности, искать заказчиков, повышать квалификацию специалистов.

Илья Зайцев отметил: «Наш комитет одним из приоритетов работы считает переход в работе НКО от грантовой поддержки к системной работе. Жизнь многогранна, и задачи, которые решают НКО, выходят за рамки стандартов. Например, одна из тем — занятость взрослых с ментальными нарушениями. В следующем году мы готовы выйти на пилотный проект, в котором за счет средств краевого бюджета сможем системно заниматься трудоустройством таких людей. Благодаря неравнодушным людям, усилиям руководителя фонд „Человек — Человеку“, оказывающий помощь людям без определенного места жительства, скоро возобновит работу в обновленном помещении, отвечающем всем санитарным нормам. И здесь тоже важна системная работа, НКО должны быть уверены в завтрашнем дне. Для человека не важно, организация с каким статусом откликнется на его сложную ситуацию. Главное, чтобы комплексная помощь была оказана качественно и своевременно».