Российские ритейлеры пожаловались на портящих технику и требующих компенсации покупателей

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ: включает Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и др.) направила в Минпромторг и Генпрокуратуру письмо с просьбой провести совещание о злоупотреблении законом «О защите прав потребителей». С документом ознакомился «Ъ».

По словам компаний, некоторые покупатели намеренно выводят из строя купленную технику, а затем предъявляют «недостоверные заключения о наличии производственного недостатка в товаре» и требуют компенсаций.

В некоторых регионах суды встают на сторону «юристов-мошенников, действующих под видом потребителей», говорит президент АКИТ Артём Соколов. Так, в Самаре число исков о бракованных смартфонах Samsung и Apple превышает их количество в Москве, словно «в этом регионе скапливается весь мировой брак», отмечает он. Это приводит к тому, что компании закладывают «многомиллиардные» издержки в стоимость товара.

Для решения проблемы нужно изменить правила проведения экспертизы, которые установлены законом «О защите прав потребителей», считают на рынке. Сейчас в нём нет «жёстких требований» к эксперту, методике его работы и оборудованию, но их появление изменить ситуацию.

Опрошенные «Ъ» юристы отмечают, что у ритейлеров есть возможности для защиты своих интересов. Например, они могут предоставлять свои заключения о состоянии товара или ходатайствовать о назначении экспертизы судом. При этом эксперты допускают закрепление в законе правила о проведении экспертиз только в аккредитованных экспертных учреждениях, а не у частных специалистов.

Минпромторг получил обращение АКИТ, посвященное злоупотреблению покупателями законом о защите прав потребителей при покупке техники, и проработает этот вопрос со всеми заинтересованными сторонами, сообщили «РИА Новости» в пресс-службе ведомства.