Из доклада якутского президента выходило, что Севером пренебрегают все: правительство его игнорирует, а другие регионы используют. Со Штыровым спорил Герман Греф: "Вы сгустили краски. Есть целых 4 федеральные программы по Северу, и все исправно финансируются". Но в одном Греф согласился: надо менять законы, особенно налоги в нефтяной отрасли. Роман Абрамович в этом месте стал слушать внимательнее. Плоская шкала - это вынужденная мера, и это будет меняться, пообещал Греф.
Спорить со Штыровым продолжил министр социального развития Михаил Зурабов. Штыров обвинял правительство в том, что на Севере низкие пенсии. Правительство в лице Зурабова защищалось: "Вячеслав Борисович, вы не улыбайтесь иронично. Если вы хотите, я могу припомнить суть всех наших дискуссий. В 2001 году, когда районный коэффициент к заработной плате не учитывался вообще, мы приняли первые поправки к закону, которые дали вам в среднем прибавку больше 350 рублей. Согласен, что вы не дотягиваете до прожиточного минимума, но все механизмы, которые в законодательстве имеются, исчерпывающим образом были использованы. Готовы предложить еще какой-нибудь, извините меня за горячность, пожалуйста, мы открыты к обсуждению. Но говорить о том, что вопрос не решается из-за того, что люди, которым в Москве это было поручено, не хотят этот вопрос решить, несправедливо".
"Извините меня за такое, Владимир Владимирович", - смутился под конец Зурабов. "Ничего-ничего", - успокоил Путин. Греф был тоже взволнован и уронил бутылку. "Так расстроили, что бутылками начал бросаться", - пошутил президент.
Губернаторов не устраивают и межбюджетные отношения: газ добывают на Севере, а деньги идут в центр. "Внешний вид города говорит об обратном", - ответил Путин, намекая на прекрасные новостройки в центре Салехарда.
Тюменский губернатор рассказал историю своей жизни: один дед был сослан на Север в 1937-м, другой – старовер, все приезжали сюда поневоле. И нужно людей отсюда вывозить, сделал вывод Сергей Собянин. Производить здесь что бы то ни было нерентабельно, добыча нефти дорожает, а сама она может взять и подешеветь. И что тогда?
"Полная депопуляция этих территорий тоже была бы неправильным решением, - отвечает президент. - Оно должно быть действительно оптимально. Ведь на единицу продукцию затраты очень большие: и транспортные, и цена рабочей силы, и условия – все, все затраты. Вместе с тем в некоторых северных странах, возьмем нашу соседку Финляндию, - там неплохо развиваются некоторые виды производства. "Нокия" - крупнейшая телекоммуникационная компания и самая успешная на данный момент времени. Значит, в северных странах можно чем-то заниматься эффективно. Во всяком случае, говорить, что мы здесь только должны добывать минеральные ресурсы, было бы, наверное, минимум неточным".